История храма
С XVI века известно Церковное место во имя Богоявления Господня в селе Никольское – Богоявленское. По преданию в селе Челобитьево, которое в то время принадлежало Свято Троице- Сергиевскому монастырю, был построен и освящен во имя Сретения Господня деревянный храм. В польско – литовское разорение конца XVI – начала XVII столетий храм этот сильно пострадал от нашествия врагов и был ими сожжен. В 1677 году «на церковной Никольской пустовой земле» в деревне Челобитьево села Никольское, которое в XVI – XVII веках было приселком дворцового села Тайнинское, по указу Царя Алексея Михайловича был возведен деревянный храм во имя Богоявления Господня. Благословлял строительство храма Святейший Патриарх Иоаким.
В 1750 году Новая деревянная однопрестольная Богоявленская церковь была построена в приселке Никольское уже при императрице Елизавете Петровне и писалась Московской Епархии в Радонежской десятине. В 1852 году мы находим в архивах Московского уезда Четвертого стана Московской губернии еще одно упоминание о храме во имя Богоявления Господня, где дословно записано «село Богоявленское Удельного ведомства, одна церковь, три двора, в 14 верстах от Троицкой заставы по Тайнинской дороге влево».
В 1871 году по прошению прихожан к деревянной холодной церкви в селе Никольском-Богоявленском была пристроена каменная трапеза с двумя теплыми приделами и колокольня. А в 1881-1884 годах вместо разобранной деревянной церкви был построен известным фабрикантом А. К. Ленточниковым, местным землевладельцем, каменный Богоявленский храм. В 1916 году в документах Шестого благочиннического округа церквей Московского уезда упоминается уже трехпрестольный каменный храм во имя Богоявления Господня с приделами в честь Святителя Николая и Святого Пророка Илии. После октябрьского переворота 1917 года в приходе Храма Богоявления Господня состояли деревни Сгонники, Ядреево, Челобитьево, Волково, Ховрино, Бородино.
К 1925 году Причт храма состоял из настоятеля – протоерея о. Иоанна Петровича Купленского и псаломщика Акима Савича Колюжного. Жителями близлежащих деревень с незапамятных времен почитались иконы Святых Угодников Божиих, которые видимым и невидимым предстательством покровительствовали этим деревням. Иконы Илии Пророка – в деревне Ховрино, Святителя Николая – в деревне Челобитьево, Мученицы Параскевы – в селе Бородино, иконы Успения Матери Божией – в деревне Ядреево, Преображения Господня – в деревне Волково.
В 1934 году безбожной властью было принято решение о закрытии Храма Богоявления Господня. Храм был передан для нужд общеобразовательной школы. Церковная утварь, Иконы и все, что принадлежало Храму, большей частью было разграблено. Некоторую часть удалось передать немногим в то время действующим церквям. Слезы и горе – это все что оставила богоборческая власть верующим окрестных деревень причта Богоявленской церкви, впрочем, как и всему русскому православному народу.
За период с 1934 года и до нашего времени здание церкви занимали многие организации, которые нанесли непоправимый ущерб и почти разрушили его. Последним надругательством безбожной власти, решившим судьбу здания храма, было размещение в его стенах завода химической промышленности, и затем организации «Мосхимзащита». В алтаре храма выкопали хранилище для ядовитых отходов – отработанного цинка. С годами церковное здание превратилось в уродливые, немыслимые нагромождения, в которых с трудом можно было разглядеть остатки колокольни и застроенный до неузнаваемости алтарь.
В период с 1946 по 1955 годы, все, что еще оставалось напоминанием о Богоявленском храме, было осквернено и варварски уничтожено. По свидетельству очевидцев кладбище, окружавшее алтарную и правую стороны храма, перепахали бульдозерами. Мощи священнослужителей, похороненных под алтарем, тайно выносили вместе с грунтом на кладбище, где закатывали тяжелыми гусеницами строительной техники. Позже эту землю раздали под дачные застройки. Казалось, что все было сделано для того, чтобы уничтожить в людях память о Святом месте.
В 1993 году в селе Сгонники при разрушенном Богоявленском храме все же вновь образовалась православная Община. Сразу же решили читать акафисты Иисусу Сладчайшему, но тексты нашлись только в нескольких домах. Помощь пришла от о. Валентина, настоятеля храма Святой Троицы, – подарил целую стопку акафистов, научил, как читать. Затем, по прошению Общины с 1994 года начались служения молебнов в старом церковном здании, бывшем ранее сторожкой, а ныне используемом как библиотека.
В 1995 году на Богоявленский приход был назначен священник Владислав Александрович Дергачев. С этого момента началось постоянное служение Божественной литургии в той же библиотеке при храме, которое продолжалось в течение трех лет. Здание самого храма занимала и занимает по сей день организация «Мосхимзащита». Верующие в храм не допускаются. Не смотря на колоссальное противостояние и чинимые препоны, прихожане продолжали добиваться возвращения храма верующим. Были собраны подписи жителей многих деревень, окружающих церковь, и даже близлежащих районов Москвы. По всем прошениям был получен отказ, и главная его причина – опасность нахождения людей в зараженных стенах храма. Прихожане не желали сдаваться и продолжали молиться о возвращении храма. Три долгих, невыносимо тяжелых года, длилось это молитвенное противостояние. Но к величайшему сожалению все попытки вернуть храм верующим оказались безуспешными. Экспертиза установила, что стены и территория храма заражены. Для безопасности здоровья людей пришлось бы не только удалить из алтаря контейнер с химическими отходами, но и снять грунт на глубину 70 см на всей близлежащей территории храма, а также полностью разобрать кирпичные стены. По официальному заключению комиссии передача храма верующим и его возрождение на исконном месте были невозможны. Стал вопрос о переносе Богоявленского Храма на новое место.
И здесь неоценимую помощь оказал Анатолий Константинович Астрахов, ныне покойный, бывший в то время Главой Мытищинского района, который полностью стал на стороне церкви и помог добиться выделения земельного участка под строительство нового храма. Его заместитель Тюлюбаев Владимир Григорьевич и Глава Архитектурного Управления Бакеев Владимир Павлович много положили сил на помощь Храму. Их труды были отмечены Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием.
И вот в 1996 году молитвами и благими делами людей, чьи имена навечно записаны в Книге Жизни, на окраине деревень Бородино и Ховрино, близ сельского кладбища, в полутора километрах от старого храма, был заложен новый Богоявленский храм. Строился он силами и молитвами настоятеля и прихожан. Сами рыли фундаменты, сами клали бревна. Во время строительства храм претерпел от бесовской силы: однажды ночью к храму на автомашине подъехали люди, осветили его фарами и расстреляли из автоматов. Но неусыпное заступничество Царицы Небесной не позволило нанести храму и его прихожанам какой-либо вред. На рассвете о. Владислав с приходским сторожем, с особым тщанием осмотрели храм. Ни одна пуля не коснулась его стен.
24 февраля 1998 года, по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, благочинный Мытищинского округа, игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, освятил новый храм. Приход разрастался, и вскоре было получено благословение на возведение нового придела. И тогда в жизни прихода сугубо явилась своим заступничеством преподобномученица Великая Княгиня Елисавета: сначала – икона, затем люди, свято чтущие ее память, а когда появились частицы мощей пр.мч. Вл. Кн. Елисаветы и ин. Варвары, то сомнений уже не было – новый придел должен носить их имена.
11 мая 2003 года по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, викарий Московской Епархии, Архиепископ Можайский Григорий совершил чин освящения вновь построенного придела в честь новомученниц российских Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. С Божией помощью планы храмового строительства постепенно претворяются в жизнь. Вот уже и Никольский придел засветился лампадами перед образами Пресвятой Богородицы «Всех скорбящих Радость», Святителя Николая, вмч Пантелиимона, Веры, Надежды Любови и матери их Софьи. Построена часовня св.мч. Параскевы Пятницы, издревле почитаемой жителями окрестных деревень. Завершено строительство часовни Иоанна Крестителя с большой мозаичной купелью, которая позволяет крестить взрослых полным погружением.
Образы Пресвятой Богородицы Владимирская, Казанская, «Всех скорбящих Радость», «Ходатаица», «Аз есмь с вами и никто же на вы», «Всецарица», дарят покров и утешение. Ангел Хранитель призывает к бдению, а Михаил Архангел напоминает, что все мы – воины Христовы. Все святые принимают молитвы верующих и неустанно несут их Господу. За годы существования вновь возрожденного храма в нем получили Святое Крещение более тысячи детей и взрослых. Сюда приезжают венчаться не только молодые пары, едва начинающие свой совместный путь, но и люди, уже прожившие вместе долгую жизнь. Из Москвы и окрестных деревень привозят сюда на отпевание своих близких.
В августе 2005 года обе часовни были освящены Архиепископом Можайским Григорием. Царица Небесная неустанно хранит это место и помогает людям сюда притекающим. Пришедшие однажды обретают здесь свой духовный дом. Растёт приход Богоявленского храма. Расцветает и сам храм. Благоукрашаются его приделы. Появляются новые дивной красоты иконы святых в чудесных резных киотах. Образ пресвятой Троицы в новом Никольском приделе свидетельствует о величии и нераздельности Триединого Бога.
Вырастают дети – воспитанники воскресной школы. На смену им приходят новые ребятишки. И для них уже построено новое здание с просторными, светлыми классами и даже своей небольшой театральной сценой и зрительным залом. Все это стало возможным миостию Божией, молитвами Святых его, покровительством Царицы Небесной. И, конечно, участием и поддержкой добрых людей, которых, Слава Богу, не мало на нашей многострадальной земле. Постепенно с Божией помощью воплощается задуманное. Стоит красавец Храм, идут в нем Богослужения. Построены просфорня и мастерские. Работают библиотека и благотворительная столовая. Воскресная школа встречает детей из окрестных деревень, подходит к завершению строительство богодельни. Построены дом причта и новая церковная лавка, где можно найти и образы святых, и духовные книги, и фильмы о святых местах и угодниках Божиих, взять свечи и заказать требы. Строится часовня Александра Невского. Бог даст, будет построен и большой соборный храм, превратив уже возведенное в большой храмовый комплекс. Жизнь прихода, которая началась в 16 веке продолжается…