История храма
Следуя по старинному пути от Москвы до Свято-Троице-Сергиевой Лавры, путник проходил село Талицы и, чуть стороной, село Могильцы (до 1670 г. деревню дворцового ведомства). Название села происходит от расположения в самой высокой точке местности. В древнерусском языке «могилистое» место — бугор, возвышенность.
Первое упоминание о сельце «Могильцы — Аполлонова горка тож» относится к 1704 г. Оно вместе с близлежащим сельцом «Фомкино — Богословское тож», названное Богословским по деревянной церкви апостола Иоанна Богослова 1669 г. постройки, принадлежало князьям Приимковым-Ростовским, ведущим родословную от Рюрика, усыпальница которых находится в Свято-Троице-Сергиевой Лавре. Затем селами владели их потомки Ладыженские и Измайловы.
В 1762 г. Аполлон Васильевич Ладыженский продает северную часть села Фомкино с церковью Иоанна Богослова коллежскому советнику Петру Максимовичу Щербачеву. Церковь переносят в Могильцы.
В 1767 г. на самом высоком месте, где обычно ставились барские дома, из кирпича с белокаменной отделкой была выстроена домовая церковь Иоанна Богослова. Храм представлял собой уникальное по композиции здание: в центре постройки располагалась стройная колокольня, являющаяся своеобразной осью симметрии. С востока и запада от нее – одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле 2-го яруса колокольни находились открытые площадки с балюстрадой, с которых можно было полюбоваться видом окрестностей. Над ярусом звона помещались куранты, перезвон которых разносился далеко за пределами Богословского-Могилец.
Одновременно устраивается великолепная усадьба, регулярный английский парк с каскадными прудами, строится деревянный господский дом, зверинец.
Во владении графа П.М. Щербачева она находилась недолго. Уже в 1800 году ее хозяевами стали князья Гагарины, при которых усадьба достигает наивысшего расцвета. В описи этого времени о ней говорится: «На суходоле, при вырытых прудах, церковь с колокольнею каменная об одном этаже во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова с приделом святого Димитрия, митрополита Ростовского. Дом господский деревянный об одном этаже. При оном зверинец, в котором находятся олени; ветреная мучная мельница о двух постовах по ветхости без действия…».
Князь Гавриил Петрович Гагарин (9.01.1745– 19.01.1808) по материнской линии находился в родстве с князьями Куракиными и Нарышкиными. Действительный тайный советник, сенатор, президент коммерц-коллегии. В юности он пользовался расположением императрицы Елизаветы Петровны, некоторое время был совоспитанником будущего императора Павла, который со вступлением на престол сделал его членом Совета и пожаловал Александровскую ленту. Известно, что император Павел І останавливался в усадьбе у Г.П. Гагарина, возвращаясь с богомолья в Троице-Сергиевой Лавре.
По воспоминаниям современников Гагарин был умным и веселым человеком, обладавшим литературным даром. Его интересовали богословские вопросы, что побудило его написать несколько религиозных книг. Его перу принадлежат «Житие и акафист апостолу Иоанну Богослову», «Житие святителя Димитрия Ростовского», а также книга «Забавы уединения моего в селе Богословском», посвященная философским размышлениям.
Г.П. Гагарин скончался в усадьбе и погребен в храме Иоанна Богослова. Последним владельцем Богословского-Могилец был сын Гавриила Петровича – Павел, после смерти которого, во второй половине ХІХ в., село переходит в государственное ведомство, и усадьба постепенно приходит в упадок.
С этого времени храм становится приходским, и начинает значительно перестраиваться. В 60-е гг. ХІХ века расширяется летняя церковь Иоанна Богослова, в 1892 г. на средства церковного старосты, лесопромышленника из с. Талицы Василия Петровича Аигина, к зимнему храму пристраивают два придела: северный — в честь священномученика Василия Херсонесского и мученицы Татианы, и южный — в честь поклонения веригам апостола Петра и Анны пророчицы. Всего в храме шесть святых покровителей и одиннадцать престольных праздников. Ко времени освящения этих приделов зимний храм был расписан под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнены мастером Гавриловым, а резные иконостасы изготовлены в мастерской Фролова.
Летний храм, как и другие части ансамбля, перестраивался. Двухсветная (окна расположены в 2 яруса) алтарная часть относится к первоначальной постройке 1767 г., а центральная часть — к 60-м годам XIX в.
Росписи летнего храма выполнены в 70-е годы XIX в. У входа в храм на гранях стен колокольни традиционные изображения двух Ангелов со свитками, записывающих имена входящих и выходящих из храма.
Росписи на своде центральной части в значительной степени утрачены. В виде отдельных фрагментов здесь сохранились частично 3 композиции: Преображение, Воскресение и Вознесение Христовы. На западном скате свода роспись не сохранилась. По всей вероятности, здесь была композиция со сценой Крещения Господня.
На северной и южной стенах, над окнами, в прямоугольных рамах изображение двух сцен из евангельской истории, а в круглых медальонах — евангелистов. На западной стене сохранились в медальонах изображения мученицы Татианы и Василия Херсонесского – святые покровители церковного старосты В. Аигина и его жены.
На западном откосе среднего окна южного фасада реставрирован фрагмент росписи 60-х годов XIX в.
В алтарной части почти нет росписей. Внимания здесь заслуживает расчищенный от поздних масляных закрасок фрагмент первоначальной росписи 1767 г. с изображением Горнего Иерусалима. На этой композиции Рай представлен в виде города за высокими стенами с башнями, в которых стоят Ангелы. В центре Рая, в голубом круге, было изображение Агнца с предстоящими Ему святыми.
В настоящее время известно, что настоятелями храма были: с 1844 по 1894 гг. отец Петр (Петр Александрович Буравцов), затем его сменил отец Феодор (Федор Федорович Кубли) – с 1896-97 по 1936 гг. Оба они были в родстве со старостой храма В.П. Аигиным. В 1936 г. отец Феодор трагически погиб на железнодорожной станции Софрино, попав под поезд.
Реставрация храма
Гибель отца Феодора Кубли в 1936 г. послужила формальным поводом для закрытия храма. Храм был сначала разорен (сожжены иконы, смыто золото с иконостаса), потом превращен в стекольный цех и, наконец, использован как склад.
За это время разрушилась кровля, ограда разобрана на кирпичи, пострадало более 55% росписей, в плачевном виде находился фасад здания. Прилегающая территория и крыша заросли молодыми деревьями.
В начале 50-х гг., по свидетельству очевидцев, в усадьбе было ужасное запустение, разрушенный храм, разбросанные разбитые надгробия – все производило гнетущее впечатление.
Около храма еще в 1963-67 гг. находилось деревянное здание церковно-приходской школы, позже разрушенное.
Были снесены оставшиеся в селе избы (по периметру усадьбы буквой «П» располагалось несколько десятков дворов), рядом с храмом построен пятиэтажный дом, двор и прилегающие постройки которого находятся на территории церковного кладбища.
В этот же период в начале 70-х гг. на территории села строится и начинает действовать Дом отдыха работников Гостелерадио.
В конце 1970-х годов церковь реставрируется по проекту Сергея Васильевича Демидова. В результате этих работ восстановлена роспись, внешний вид здания, по архивным чертежам возведена ограда с башенками; от более поздних наслоений были открыты элементы первоначальной постройки. Вот что пишет Сергей Васильевич в статье, посвященной этой работе: «Полученные в ходе исследования данные позволили выполнить графическую реконструкцию первоначального вида сооружения и, тем самым, ввести в научный оборот уникальный по композиции памятник архитектуры. На основе реконструкции памятника открываются новые возможности для его изучения и, в частности, путем сопоставления аналогий и дальнейшего изучения архивных документов, попытаться установить имя автора постройки. Это особенно интересно еще и потому, что заказчик церкви П.М. Щербачев был советником Коллегии экономии, где работали известные архитекторы того времени. До этой должности Щербачев занимал не менее важный пост магистратского прокурора».
Есть предположение, что архитектором храма и усадьбы мог быть владелец находящегося в версте от Могилец села Покровское, Родионково тож, Лев Богданович Суровцев.
В 1993 году после многих лет разрухи и запустения храм начал оживать, образовалась православная община. 14 марта 1994 г. на приход был назначен настоятелем священник Илия Зубрий. В том же году 7 апреля, на праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, под сводами Зимнего храма прошла первая Божественная Литургия.
В 1995 г. храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был официально передан в ведение Московской Патриархии.
Приходили новые люди. В 1995-96 гг. храм вновь обрел голос — на колокольню были подняты колокола. В 2000 г. после реставрации купола и установки иконостаса богослужения начались в летнем храме святого Иоанна Богослова.
За эти годы на приходе проведена большая реставрационная и организационная работа: восстановлены интерьеры летнего и зимнего храмов, росписи, иконостасы, убранство.
Итогом этих трудов стало Великое освящение трех престолов и обоих храмов 23 октября 2005 года Григорем, архиепископом Можайским, викарием Московской епархии, в сослужении благочинного церквей Пушкинского округа протоиерея Иоанна Монаршека, настоятеля храма протоиерея Илии Зубрия и священнослужителей соседних приходов.
На приходе всегда много молодежи. В храме действуют церковная лавка. В 2002-03 годы силами прихожан и на пожертвования благотворителей была собрана приходская аудио-, видеотека, библиотека, расположенная в летнем храме. В течение нескольких лет осуществляется издательская деятельность. Так, в 1999 г. вышла в свет книга «Маленький христианин». С 2003 г. издавались миссионерский листок «Путь и истина» и ежемесячная газета для семейного чтения «Подсолнух». С 2003 г. действует приходской сайт в интернете. Благодаря его работе, нашлись родственники владельцев усадьбы, старосты и настоятелей храма.
22 февраля 1998 г. при храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова начала действовать воскресная школа, впоследствии преобразованная в православный детско-юношеский клуб «Подсолнух». Девиз: «Девиз у нас простой – быть всегда одной семьей».