Троицкий храм (Пантелеево)

Дмитровский район, дер. Пантелеево, стр. 1

Телефон: 8 915 360-74-81

panteleevo.cerkov.ru


Настоятель:

иерей Борис Голубков

Престольный праздник:

Святой Троицы

История храма

В красивой излучине реки Сестры, неторопливо текущей по самому северу Московской области вблизи Дубны, живописно расположилась деревня Пантелеево. На её окраине, близ урочища Минеева, возвышается гармоничное светло-голубое здание Троицкого храма. Эта церковь, долгие годы находившаяся в запустении, сейчас активно восстанавливается усилиями прихожан.

Немало храмов раскидано по безбрежным русским просторам, но Троицкий храм в деревне Пантелеево ярко выделяется как своей древней историей, так и смелыми, самоотверженными людьми, служившими в нем, чей духовный подвиг навсегда останется в памяти Церкви.

Первоначально церковь в селе Минееве (близ Пантелеево)  существовала на отдельном погосте при реке Сестре, вероятно, ещё с XVI века. Этот деревянный храм, принадлежащий Богородице­-Рождественской Медведевой пустыни,  был освящен в честь Воскресения Христа Спасителя.  Церковь была известна в окрестных местах, и само село Минеево называли вслед за храмом «погостом Воскресенским».

Здание сильно пострадало в Смутное время от рук польско-литовских интервентов и было восстановлено на средства монахов Медведевой пустыни в 1630-е годы, при игумене Ионе. К этому времени относится и первое упоминание храма в официальных документах. Вскоре (в середине XVII века) Богородице-Рождественский монастырь был приписан к более крупным монастырям, а в конце этого столетия село Минеево с Воскресенским храмом, как монастырская вотчина, была подчинена хозяйственному управлению знаменитой ставропигиальной Донской обители в Москве. В селе в то время существовал деревянный монастырский двор, которым управлял монах, собиравший подати с окрестных крестьян и отправлявший съестные припасы как в Медведеву пустынь, так и в столичный Донской монастырь.

В начале XVIII столетия приход достиг значительных размеров, что позволяло содержать при Воскресенской церкви двух священников и причетников. В связи с увеличившимся числом прихожан на месте старого обветшавшего здания в 1737-1739 году на средства Донского монастыря был построен новый деревянный однопрестольный храм в честь Воскресения Христова, освященный по благословению преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского. Новый престол посвятили Воскресению словущему, иными словами, нарекли в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Этот деревянный, обшитый тесом храм,  поставленный на высоком месте у реки Сестры, просуществовал около 150 лет. Со временем его старая колокольня, однажды едва не упавшая от ветхости, была разобрана, но здание самого храма поддерживалось прихожанами в образцовом порядке.

В ведомости за 1838 год о церкви говорится следующее:

  • Построена тщанием прихожан.
  • Зданием деревянная, с таковой же колокольней, покрыта железом.
  • Престол один холодный во имя Обновления храма Воскресения Христова.
  • Утвари достаточно.
  • Причта положено по штату издавна: священник, дьякон, дьячок и пономарь. В 1801 году дьякон за малоприходством уволен.
  • Земли при сей церкви 114 десятин 568 квадратных сажень. План на оную землю имеется и хранится в ризнице.
  • Дома у священно-церковно-служителей собственные деревянные на церковной земле.
  • На содержание священно-церковно-служителей не получается постоянного оклада, содержание от земли и прихожан посредственно.
  • Зданий принадлежащих сей церкви, богаделен, церковных домов и лавок не имеется.

 

В деревнях прихода насчитывалось в том году 781 крестьян на 95 дворах.

В 1841 году зажиточные прихожане  во главе с настоятелем Воскресенской церкви села Минеева Дмитровского уезда Московской губернии испрашивали благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета возвести на новом месте, вблизи от деревянной церкви, каменный трехпрестольный храм с колокольней. Дозволение было получено, и к 1843 году (по другим сведениям, строительство продолжалось до 1860 г.) храм был построен. В деревнях прихода насчитывалось в том году 781 крестьян на 95 дворах.

Священник Илья Алексеев в документах 1841 года отмечает щедрость жертвователей храм. Так, «доброхотный деятель прихода деревни Тишино бывший крестьянин, а ныне города Киркева второй гильдии купцов, Василий Михайлович Шорин пожертвовал пятьсот тысяч наличного кирпича и оставшиеся по завещанию покойного своего родителя Михаила Ивановича Шорина пять билетов на восемь тысяч рублей с процентами». Купец третьей гильдии Иван Петрович Шорин подарил церкви «железные решетки во все окна, им же куплено белого камня и лесу на три тысячи руб., да еще тысяча сто шестьдесят три руб. наличной суммы». Главный престол вновь освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а приделы – в честь Святой и Живоначальной Троицы (справа) и во имя Святого Пророка Илии (слева). Одновременно была построена каменная сторожка.

Кирпичный с белокаменными деталями Воскресенский храм был построен вместе с обширной четырехстолпной трапезной и колокольней по проекту казенного архитектора. Автором постройки, предположительно, мог быть губернский архитектор Дмитрий Фомич Борисов, хотя точных сведений по этому вопросу не сохранилось.

Храм принадлежит к архитектурным памятникам позднего ампира. Внутри церковь была оштукатурена и расписана живописью на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. В 1891 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Леонтия иконостасы в придельных церквях были обновлены, а главный храм заново расписан. В 1905 году появилось духовое отопление, и весь храм стал «теплым» (зимним). В иконостасах и в отдельных киотах в то время помещалось немало древних икон, а в ризнице хранились старинные богослужебные сосуды и медные брачные венцы. Иконостас главной Воскресенской церкви был трехъярусный, такой же был в Ильинском приделе, а в Троицком – одноярусный.  На каменной колокольне было 7 колоколов разного веса, причем большой колокол весил немало – 249 пудов.

В 1890-е годы трудами настоятеля о. Николая Протопопова в сторожке устроили церковно-приходскую школу. Здание, однако, было тесным и неприспособленным для большого числа учеников. Вскоре купец Андрей Заводов пожертвовал под школу свой дом в приходской деревне Кувалдино. Это благое начинание поддержал купец Диомид Шорин (возможно, потомок И. П. Шорина, помогавшего храму ранее): он отремонтировал здание и приспособил помещения под классы и квартиру учителя. В 1899 году новую школу торжественно освятили. В ней занимались не только дети, но и взрослые, с интересом посещавшие чтения религиозно-нравственного характера. При школе был создан детский хор, который вместе с любителями из прихожан участвовал в службах.

В начале XX века, с 1906 по 1909 год, в храме служил протоиерей Димитрий Остроумов,  впоследствии канонизированный как священномученик.

Он происходил из семьи священника Иоанна Остроумова, окончил Московскую духовную семинарию и преподавал в Преображенской церковно-приходской школе в г. Москве. В 1906 году был рукоположен в сан священника и начал свою службу в Воскресенской церкви, но через три года был переведен в Благовещенскую церковь села Федосьино Московского уезда (ныне – район Новопеределкино г. Москвы), где стал настоятелем. Отец Димитрий был широко известен как ревностный и благочестивый священнослужитель.

В 1930 году против о. Димитрия было выдвинуто серьезное обвинение — в хранении валюты и оружия, но тогда ОГПУ не сумело подтвердить ложный донос, и священник был освобожден. Вскоре последовали и новые аресты – за «антисоветскую агитацию» и за «невыполнение твердого задания», но о. Дмитрий снова смог доказать свою невиновность.

Наконец, в 1936 году на­чаль­ник Кун­цев­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД Куз­не­цов принял решение серьезно «взяться» за о. Димитрия.

В ночь на 8 ав­гу­ста 1937 го­да отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 ав­гу­ста трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла обвиняемого к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ост­ро­умов окончил свой земной путь 30 ав­гу­ста 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Бу­то­вском полигоне под Моск­вой.

Постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года отец Димитрий Остроумов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Трагической была и судьба Воскресенского храма в XX веке.

В первые годы советской власти храм продолжал действовать. В 1922 г. священником Воскресенской церкви служил отец Иоанн Михеев, а диаконом – Сергий Травин. В 1926 г. настоятелем служил священник Сергий Иванович Травин, псаломщиком – крестьянин Петр Васильевич Шкуряев.

В 30-е годы храм был закрыт, а утварь разграблена. Здание использовалось под совхозный склад.

После Великой Отечественной войны жители неоднократно просили открыть приход, но местные власти не позволяли этого сделать; более того, была разобрана на кирпичи церковная колокольня.

Лишь в 1999 году храм возвратили верующим. С тех пор и идет восстановление храма силами энтузиастов. Настоятелем был назначен протоиерей Александр Пахомов. Вероятно с этого времени церковь стала называться Троицкой. Здание храма было сильно разрушено, и в храме проводились молебны на большие праздники. С 2006 года начались восстановительные работы. Проводилось воссоздание центральной части и  трапезной. Установлен фундамент колокольни. Построена котельная на жидком газе . В 2010 году настоятелем был назначен священник Борис Голубков.

В храме установили  временный иконостас , и начались субботние, воскресные и праздничные службы. По требованию прихожан совершаются требы (крещения, венчания, отпевания,  освящения домов, территорий и транспортных средств).  В 2014 г. была построена временная деревянная колокольня  с  шестью колоколами. Большой колокол весит 360 кг.  Рядом с храмом – деревянный дом для причта.

Храмы Рогачевского благочиния