Архивы

Спасо-Влахернский женский монастырь

Размещено: по

Московская обл., Дмитровский район, пос. Деденево, ул. Школьная, д. 10

Телефон: 8 496 223-19-49 (тел./факс, келейный корпус)

vlaherna.ru


Настоятельница:

игумения Александра (Балабанова)

Престольный праздник:

Спаса Нерукотворного Образа (29 августа)

История монастыря

История Спасо-Влахернского женского монастыря насчитывает полтора столетия. Датой его основания считается 1861 год – когда по решению Синода Влахернское общежитие монашествующих девиц, созданное в 1854 году, было переименовано в монастырь. Обосновалось общежитие волей и попечением дворян Головиных из Деденевской-Новоспасской ветви – Анны Гавриловны Головиной и ее сына, Гавриила Павловича Головина. Истоки этого события восходят к более давним временам – с обретения Головиными древних православных святынь, в числе которых была Влахернская икона Божией Матери. Место для устроения монастыря также было предопределено задолго до его появления, а именно, в 1712 году, когда в дворянском имении села Деденево заложили церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Монастыри епархии

Борисоглебский монастырь

Размещено: по

г. Дмитров, ул. Минина, владение №4

Телефон: 8 495 9937406, 8 916 356-03-81 (церковная лавка).

e-mail: dmitrovbgm@gmail.com

dmitrov-bgm.ru


Настоятель:

игумен Августин (Шорников)

Престольный праздник:

блгв. кнн. Бориса и Глеба (15 мая, 6 августа)

История монастыря

По преданию, Борисоглебский мужской монастырь в Дмитрове основан Юрием Долгоруким примерно в то же время, что и сам город — в середине XII века. Однако, точная дата основания обители не известна: в 1610 году, в Смутное для России время, пожар, разбушевавшийся в монастырских стенах, уничтожил весь монастырский архив.

Первое документальное свидетельство, дошедшее до наших дней, вопреки преданию, относит основание обители к гораздо более позднему периоду — к XV веку. Об этом свидетельствует белокаменный крест, поставленный, согласно надписи на нем, «на Благовещенье в 1462 году» и обретенный братией под Алексеевским приделом Борисоглебского собора обители более 400 лет спустя. Ныне эта святыня находится в краеведческом музее г.Дмитрова.

Вскоре, в 1472 году монастырь уже упоминается в духовной грамоте удельного Дмитровского князя Юрия Васильевича. Будучи княжеским, монастырь в первый период своей истории имеет обширные вотчинные владения и полностью зависит от дмитровских и московских князей в управлении и содержании. Именно к этому времени необходимо отнести строительство в обители величественного каменного собора во имя Бориса и Глеба (1537 г.), созданного в традициях древней русской архитектуры и удивительно напоминающего церковь Покрова на Нерли или Спасо-Преображенский собор в Переславле.

Во второй половине XV века монастырь переходит под управление архимандритами и подчиняется в духовных делах непосредственно митрополиту и Патриарху.

В начале XVII века на монастырь, как, впрочем, и на всю Русь, обрушиваются испытания Смутного времени: в 1610 году польско-литовские банды совместно с русскими изменниками разорили Дмитров и сожгли Борисоглебский монастырь. Нелегко давалось возрождение из пепла – лишь спустя десять лет обитель была полностью отстроена заново.

В 1652 году Борисоглебский монастырь по указу царя Алексея Михайловича приписан к Новгородскому Архиерейскому дому и становится подмосковной резиденцией его «собинного» (ближайшего) друга — Новгородского митрополита Никона, впоследствии Патриарха всероссийского.

В 1672 году монастырь сильно пострадал от пожара. Однако у обители было уже немало состоятельных вкладчиков и благодетелей, поэтому каменное строительство шло весьма оживленно. Так, к 1689 году монастырь был обнесен каменными стенами с башнями, сохранившимися до наших дней. Именно в этот период и сложился архитектурный ансамбль обители, дошедший до наших дней. В это время монастырь уже приписан к Заиконоспасскому монастырю в Москве.

Восемнадцатый век мало изменил архитектурный облик монастыря; зато очень многое изменилось в его внутренней духовной жизни, как, впрочем, и в жизни всех русских монастырей. Время петровских, а потом екатерининских реформ было весьма непростым для Русской Церкви. В этот период своей истории Борисоглебский Дмитровский монастырь продолжает вести каменное строительство, но уже в заметно меньших масштабах, и его архитектурный облик, сформировавшийся в XVI—XVII веках, остается практически неизменным.

В отличие от большинства других обителей до самого конца XIX века в Борисоглебском монастыре ведется рукописная летопись. На рубеже XIX-XX веков на средства фабрикантов в обители вновь начинаются большие реставрационные и ремонтные работы.

К сожалению, плоды этих трудов недолго радовали насельников и паломников монастыря: с 1917 года для Борисоглебской обители, как и для всех обителей России, начинаются тяжкие испытания.

Поначалу, дабы сохранить монастырь, насельники обители объединились в сельскохозяйственную артель, но вскоре и она была ликвидирована, а монахи в 1918 году переведены в Николо-Пешношский монастырь. В обители были размещены сестры Турковицкого женского монастыря, эвакуированные из западной Украины. В 1921 году в монастырь прибыли игуменья София с сестрами Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии, изгнанные большевиками. Священномученик Серафим (Звездинский), епископ Дмитровский, в годы своего архипастырского служения неоднократно служил и проповедовал в храмах монастыря.

В 1926 году, несмотря на все старания верующих Борисоглебский монастырь был окончательно закрыт, власти разместили в его стенах городской краеведческий музей. Сегодня нам очевидно, что такой исход был в ту пору для православных обителей наименьшим злом: сотрудниками музея были люди, как правило, образованные, культурные, зачастую верующие и не за страх, а за совесть сохраняли то народное достояние, которое так легко можно было разрушить.

Но вскоре монастырь заняла гораздо более мрачная организация — с 1932 года, при строительстве канала Москва-Волга на территории обители находилось управление «Дмитлага», которое до окончания строительства канала безраздельно и бесконтрольно хозяйничало в монастыре, уничтожая памятники истории и культуры.

С начала Великой Отечественной войны в течение последующих тридцати лет монастырь занимают воинские части, различные светские учреждения и организации. Урон, наносимый их деятельностью древним храмам обители становится катастрофическим, а судьба большей части монастырских святынь до сих пор неизвестна.

Новая эпоха в жизни Борисоглебского Дмитровского монастыря началась в  1993 году, когда был возвращен Русской Православной Церкви. Снова, спустя несколько десятилетий духовного запустения в монастыре начала восстанавливаться та жизнь, ради которой он и был создан почти девять веков назад. Жизнь, наполненная молитвой и постом, трудами для благоукрашения обители и служения своему ближнему.

31 августа 2003 года Борисоглебский монастырь, впервые за многовековую историю монастыря посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Во время этого исторического визита Первоиерарх высоко оценил труды наместника и братии монастыря по возрождению порушенных святынь обители.

6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил полностью восстановленый Борисоглебский собор с приделом в честь Алексия Человека Божия. На монастырской колокольне установлены часы-куранты, устроена звонница из восьми колоколов от одной четверти до сорока пудов. Вновь построены Свято-Духовская часовня, новое здание гостиницы, библиотека и административный корпус. Ведутся восстановительные работы в надвратной Никольской церкви с приделом Федоровской иконы Божьей Матери, трапезной и братском корпусе.

Обитель живет согласно общежительному уставу: кроме церковного богослужения братия занята на различных послушаниях – выпекает просфоры и хлеб, изготовляет свечи, занимается пчеловодством, птицеводством, восстановительными работами и благоустройством территории, начаты работы по освоению земельного участка на монастырском подворье.

Сегодня древний монастырь привлекает множество паломников — люди хотят помолиться в особенной, сосредоточенной монастырской обстановке, приложиться к святыням, вдоволь надышаться особенным воздухом святой обители.

Среди святынь монастыря – ковчег с частицами мощей святых Апостолов Андрея Первозванного и Евангелистов Матфея и Луки, святителей Иоанна Златоуста, Григория Богослова, Феофана затворника Вышенского, свв.Петра и Февронии Муромских, великомученика Георгия Победоносца  и многих других святых, а также частица Креста Господня.

Монастыри епархии

Александро-Невский женский монастырь

Размещено: по

Московская обл., Талдомский район, с. Маклаково

Телефон: 8 915 360-37-65 (с 10-30 до 16-00).
e-mail: maklakovomon@yandex.ru

маклаково.рф


Настоятельница:

игумения Тамара (Гончаренко)

Престольный праздник:

блгв. кн. Александра Невского (12 сентября, 6 декабря)

История монастыря

Александровский общежительный женский монастырь был построен купцом Иваном Даниловичем Бачуриным в память о чудесном спасении Императора Александра III и Его Августейшего семейства в катастрофе 17 октября 1888 года.
По указу Священного Синода от 4 сентября 1895 года основанная в 1892 году в сельце Маклаково женская община была официально утверждена.

Монастыри епархии

Николо-Пешношский монастырь

Размещено: по

Московская обл., Дмитровский район, пос. Луговой

Телефон: +7(925) 744-78-75,+7 (925) 340-53-90 (заказ экскурсий)

peshnosha.com


Настоятель:

игумен Алексий (Горлычев)

Престольный праздник:

свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)

История монастыря

Николо-Пешношский монастырь был основан в 1361 году преподобным Мефодием — учеником преподобного Сергия Радонежского.

Инок Мефодий, искавший уединенного жития, поначалу поселился в келье за рекой Яхромой, за версту от нынешней монастырской ограды. Со временем святость жизни отшельника получила известность, и к нему стали стекаться люди, жаждущие монашеского подвига. Когда же братия решили построить церковь, сам преподобный Сергий подсказал своему ученику место для нее — то самое, на котором сегодня стоят монастырские храмы. Первая деревянная церковь здесь была освящена во имя святителя Николая Чудотворца, этому великому святому посвятили и новый монастырь.

Преподобный Мефодий пешком носил через речку бревна для строительства, поэтому обитель назвали «Пешношской» («пеш ноша»). Ее слава быстро возрастала, привлекая паломников и благотворителей. Одними из первых крупных жертвователей были удельные князья Дмитровские.

Петр Дмитриевич, сын святого благоверного князя Дмитрия Донского, на рубеже XIV—XV веков пожаловал монастырю девять сел со всей принадлежавшей им собственностью. Юрий Васильевич, сын великого князя Московского Василия II Темного, также щедро одарил обитель, завещав ей новые владения. Не только «ближние» дмитровские, но и более «дальние» — волоколамские, угличские — князья делали богатые вклады.

Известно, что провизии в обители в те непростые времена всегда было с избытком. Во второй половине XV века Николо-Пешношский монастырь быстро богател за счет активной хлебной торговли с Белозерским краем и другими местностями. Предполагается, что в том же XV столетии был возведен каменный Никольский собор.

Николо-Пешношский монастырь пользовался благоволением царя Ивана Грозного. Еще в десятилетнем возрасте Иван Васильевич назначил ему ежегодное жалование в 25 рублей. Тогда это были большие деньги: к примеру, на 1 рубль можно было купить корову, или лошадь, или 300 кг ржи. В дальнейшем, при игумене Варсонофии, благосостояние Пешношской обители еще более возросло.

В 1553 году ее посетил сам Иван Грозный. Самодержец, только что излечившийся от смертельной болезни, с супругой и годовалым сыном совершал паломническую поездку. Царь осмотрел монастырь, приложился к мощам преподобного Мефодия и побеседовал с жившим здесь на покое бывшим коломенским епископом Вассианом (Топорковым). Когда-то владыка Вассиан был духовником отца Ивана Грозного — великого князя Московского Василия III — и имел большое влияние в государственных делах. Иван IV решил спросить у архиерея совета, как лучше править государством. По преданию, Вассиан ответил: «Если хочешь быть истинным самодержцем, то не имей советников мудрее себя; держись правила, что ты должен учить, а не учиться, повелевать, а не слушаться. Тогда будешь твердым на царстве и грозою для вельмож».

Ивану Васильевичу понравились эти слова. Поцеловав Вассиану руку, он сказал: «Сам отец мой не дал бы мне лучшего совета».

Понятно, что совет епископа Вассиана не был единственной причиной изменения политики Ивана IV, введения опричнины и развернувшихся вслед за этим кровавых событий. Однако эти речи вполне могли укрепить царя в уже созревшем решении. Иван Грозный, оставшийся весьма доволен посещением обители, в 1554 году пожаловал ей дворцовое село Суходол с 25 деревнями, землями и угодьями.

В 1584 году в Николо-Пешношском монастыре случился большой пожар, в результате которого сгорело большинство монастырских строений. Через 27 лет, в Смутное время, отстроенный монастырь вновь был сожжен. Тогда его, несмотря на ожесточенное сопротивление защитников, взяли поляки. Как пишет известный историк Пешноши Константин Федорович Калайдович, «два иеромонаха, два священника, один иеродиакон, шесть схимников и тридцать семь трудников пали от меча врагов». Имена погибших были записаны в монастырский синодик на вечное поминовение. А на стенах старой трапезной, что под Сретенской церковью, до сих пор сохранились следы страшного пожара 1611 года.

В царствование Михаила Федоровича монастырь снова восстанавливается. В первой дошедшей до нас описи монастырских зданий, датированной 1623 годом, указывается, что в обители имелись каменные церкви: святителя Николая Чудотворца с приделом святителя Леонтия Ростовского, Сретения Господня с трапезою и с двумя келарскими палатами; колокольня с церковью Богоявления, а также другие каменные и деревянные строения — общим числом пятнадцать.

Не обделил своим вниманием Пешношскую обитель и государь Алексей Михайлович, именовавший монастырь «своим царским богомольем». Известно, что большие вклады в него делали енисейский воевода Никифор Веревкин, принявший впоследствии здесь монашеский постриг, и представитель известного дворянского рода Василий Ртищев.

В 1683—1691 годах, при настоятеле Корнилии, был отремонтирован Никольский храм. Его превратили в пятиглавый, покрыли все пять глав черепицей, воздвигли на них новые кресты. Стены храма укрепили железными скобами, пробили в них три дополнительных окна и обновили иконостас. Уже в конце XVII века над Святыми вратами появилась новая церковь Преображения Господня.

В 1700 году монастырь посетил Петр I. Тогда царь пожелал пройти водным путем от Волги в Москву, плыл по рекам Дубне, Сестре и Яхроме и по пути остановился в Пешношской обители. Пользуясь редким случаем, игумен Феофан подал монарху жалобу на непокорность крестьян и несправедливость светских властей в судебных тяжбах. Это повлекло за собой совсем неожиданные последствия. Царь Петр рассудил: для того чтобы защитить Пешношскую обитель от несправедливостей, надо отдать ее под власть более сильного монастыря. Царским указом от 11 апреля 1700 года Пешноше велено было перейти в ведение Троицкого монастыря, которому государь приказывал «Николаевский Пешношский монастырь ведать и от посторонних всяких обид оберегать». С тех пор Пешношей управляли не свои игумены, а присылаемые из Лавры каждые три года соборные старцы, которые носили название «строителей».

Много полезного было сделано в 1730—1734 годах, при строителе Августе (Старкове). В этот период над гробом преподобного Мефодия возвели церковь во имя преподобного Сергия Радонежского, построили несколько башен, проложили новую дорогу. Но в дальнейшем, особенно с 1750-х годов, лишенная самостоятельности Пешношская обитель постепенно приходила в запустение. Здания ветшали, уменьшилось число насельников — до такой степени, что ощущалась нехватка священников для богослужения. К примеру, в 1761 году в монастыре значилось всего 6 монахов. В 1764 году, при проведении секуляризационной реформы, монастырь закрыли. Его имущество поделили: движимое — частично вывезли, а недвижимое — передали в коллегию экономии.

Но в 1766 году обитель святого Мефодия, которая без малого полтора года находилась на положении приходской церкви, была восстановлена. Решающую роль в этом сыграло настойчивое ходатайство местного помещика, генерал-майора Михаила Веревкина, а также старания дмитровских купцов Ивана Сычева и Ивана Толченова. Возрожденная обитель вошла в состав Переяславской епархии.

С 1788 года, после назначения строителем монастыря иеромонаха (впоследствии архимандрита) Макария (Брюшкова), Пешношский монастырь, переведенный в состав Московской епархии, переживает второй расцвет. Именно в это время он во многом принял облик, который и сохранялся до бурь XX века. Известно, что в 1795 году отец Макарий убедил митрополита Московского Платона (Левшина) посетить обитель. Преосвященный Платон пробыл в ней несколько дней и был так восхищен ее порядком и благоустройством, что сказал: «Пешноша — в моей епархии вторая Лавра». Митрополит Платон часто ставил Пешношский монастырь в пример другим. Устав Пешношской обители заимствовали московские Сретенский и Покровский, серпуховской Владычный, коломенский Голутвин, дмитровский Борисоглебский, Бобренев монастыри, а также пустыни — Оптина, Екатерининская, Давидова и другие. Многие из этих обителей управлялись игуменами, назначенными из числа пешношских монахов.

В 1812 году Николо-Пешношской обители посчастливилось избежать захвата и разорения. Но опасения были самые серьезные, поэтому все ризы с икон, ризницу и церковные драгоценности отправили за Волгу, в город Кимры. Большую часть братии распустили, в монастыре остались лишь около 20 человек — престарелые старцы и сильные духом монахи. Как оказалось, опасались не зря: французские войска подошли совсем близко, на расстояние 18 верст, но дальше идти по окруженной болотами дороге побоялись.

Это, пожалуй, было единственное испытание XIX века. В дальнейшем Николо-Пешношская обитель жила в спокойствии, без невзгод и потрясений. Благосостояние монастыря позволило ему приобрести подворье в Москве, на Пятницкой улице (дом 7), совсем рядом от Кремля. К началу XX века в обители подвизались около 200 человек, без учета послушников и трудников.

ХХ век стал самым трагическим в истории Пешношского монастыря. После революции 1917 года он еще действовал некоторое время, но власти уже передали тогда ряд зданий филиалу Дмитровского краеведческого музея. В 1928 году и филиал музея, и монастырь были закрыты, все церкви запечатаны, все ценное вывезено и продано. В том же году монастырскую территорию занял Дом инвалидов Мособлсобеса. Не получилось сохранить монастырь даже как музей: в 1933 году музей подвергся разгрому, а его сотрудники во главе с директором оказались репрессированы.

В 1941 году между монастырскими стенами и соседним селом Рогачевым развернулись бои, всю местность тогда заминировали. Монастырские здания сильно пострадали при артобстрелах и авиабомбардировках. Некоторое время в монастыре находилось подразделение немецкой разведки, которое, однако, большого ущерба постройкам не нанесло. Гораздо сильнее обитель пострадала после войны.

С 1966 года в помещениях монастыря размещается Психоневрологический интернат № 3. Древний Никольский собор, на стенах которого под слоем побелки сохраняются древние фрески, стал служить пищеблоком. Другие храмы и строения постигла похожая судьба.

В 1960-х — начале 1970 годов были отреставрированы некоторые храмы и частично — укрепления монастыря. Но подлинное возрождение обители началось с момента передачи части монастырских зданий Русской Православной Церкви. В 2007 году Святейший Синод принял решение открыть мужской Николо-Пешношский монастырь.

17 июня 2008 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил храм во имя преподобного Сергия Радонежского, где под спудом покоятся мощи преподобного Мефодия.

15 октября 2008 г. митрополит Ювеналий совершил в обители Божественную литургию, за которой новый настоятель монастыря иеромонах Григорий (Клименко) возведен в сан игумена.

В начале 2014 года Психоневрологический интернат № 3 освободил все помещения на территории Николо-Пешношского монастыря и переехал неподалеку в новый комплекс зданий.

24 августа 2014 года состоялось открытие всей территории Николо-Пешношского монастыря после ремонтных и реставрационных работ. Праздничное богослужение возглавил Святейший Патриарх Кирилл. На богослужении присутствовали многочисленные гости и паломники.

Монастыри епархии