Архивы

Храм вмч. Георгия Победоносца (Мытищи)

Размещено: по

г. Мытищи, ул. Колпакова, д.14, стр.1, на терр. в/ч 41427

Телефон: 8 916 230-91-41

hramgeorg.ru


Настоятель:

протоиерей Александр Краля

Престольный праздник:

вмч. Георгия Победоносца (6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря)

История храма

Свое начало история храма в честь Великомученика и Победоносца Георгия ведет с 19 августа 2005 года, когда была совершена закладка камня на месте будущего строительства. Инициатива возведения православного храма на территории войсковой части принадлежала тогдашнему командиру полковнику Колодка Павлу и настоятелю Донского храма г. Мытищи (пос. Перловский) священнику Владимиру Воробьеву.

16 апреля 2011 года, в Лазареву субботу, было совершено великое освящение Георгиевского храма. По благословению митрополита Ювеналия совершить его прибыл архиепископ Можайский Григорий. Архипастыря у ворот войсковой части встречали благочинный церквей Мытищинского округа протоиерей Димитрий Оловянников, представители администрации района во главе с заместителем главы администрации Мытищинского района Юрием Жигулиным, офицеры и солдаты войсковой части во главе со своим командиром подполковником Андреем Грищенко, духовенство и миряне Мытищинского благочиния. Пройдя в храм, Владыка Григорий в сослужении благочинных Мытищинского, Видновского, Ступинского, Лотошинского округов и духовенства города совершил чин великого освящения новопостроенного храма и Божественную литургию. По завершении богослужения Владыка Григорий вручил епархиальные награды потрудившимся при создании и благоукрашении храма — в их числе были командиры и офицеры войскового формирования, прихожане Донской церкви Мытищ, к которой был приписан Георгиевский храм.

2 сентября 2011 года храм был выделен в самостоятельный приход и его первым настоятелем назначен священник Александр Краля.

Храмы Мытищинского благочиния

Введенский храм (Мытищи)

Размещено: по

г. Мытищи, Новомытищинский пр., д. 3

Телефон: 8 495 583-75-52; 8 495 583-52-65

E-mail: rv22722@mail.ru

hram-rx.ru


Настоятель:

протоиерей Олег Шленов

Престольный праздник:

Введение Пресвятой Богородицы (4 декабря)

История храма

Приписан к Церкви Рождества Христова

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Рождества Христова (Мытищи)

Размещено: по

г. Мытищи, Новомытищинский пр., д. 6

Телефон: 8 495 583-75-52; 8 495 583-52-65

E-mail: rv22722@mail.ru

hram-rx.ru


Настоятель:

протоиерей Олег Шленов

Престольный праздник:

Рождества Христова (7 января)

История храма

В год празднования 2000-летия Рождества Христова благое намерение жителей города в ознаменование великого юбилея построить в Мытищах новый храм, получило благословение Митрополита Ювеналия, и было поддержано городскими властями. Была организована церковная был путь выбора земельного участка для строительства новой городской святыни. Летом 2000 года в центре города Мытищи , на пустыре, на краю старого заброшенного карьера, был заложен символический камень будущего храма, который освятил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий. Как из малых камней складывается мозаика, сложился приход храма. Шли люди. Каждый вносил посильную лепту в ведущееся строительство. И – к празднику Введения в храм Пресвятой Богородицы взору горожан предстоял новый деревянный Введенский храм. 5 декабря 2000 года в нем состоялось первое богослужение. Но не успел храм открыть свои двери для верующих, как оказалось, что он слишком мал и явно не может вместить всех желающих. На большие праздники часть молящихся стояла на крыльце церкви и даже на улице. Нужно было строить еще один храм – гораздо больший.

В ноябре 2001 года строительство началось. Самую трудную задачу взяли на себя компании «ЮАССТРОЙ» под руководством С.А. Бутусова и «ЛаВина» под руководством А.А. Языкова, в порядке благотворительности начав работы нулевого цикла. Проект храма был разработан в ООО «Проект» под руководством Н. Ф. Рахманова. В состав храмового комплекса вошли первый этаж с подклетом и антресоли для хоров и звонницы; общая площадь храма составила 1500 кв. м. Все организации Мытищ, под руководством главы администрации А. Е. Мурашова, включились в сбор пожертвований на святое дело. Свою лепту в строительство внесли администрация города Мытищи и многие предприятия Мытищинского района, нашлись и спонсоры, которые захотели помочь этому значительному делу. Многие местные жители покупали кирпичи, подписывали их своими именами, и каменщики делали кладку из этих именных кирпичей.

Губернатор Московской области Б.В.Громов на всем протяжении строительства проявлял большой интерес к ходу стройки. Он неоднократно посещал строящуюся церковь. В последний раз перед освящением губернатор был здесь в Великую Субботу 2005г. Борис Всеволодович порадовался работам по благоустройству территории, которые были проведены накануне праздника Святой Пасхи. Увидев множество людей, пришедших освятить пасхальные куличи, он отметил востребованность храма жителями города Мытищи. Тогда же губернатор подтвердил свое намерение присутствовать на освящении храма. Предстоятель Русской Православной Церкви, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил приветствие участникам освящения храма Рождества Христова в Мытищах, в котором поздравил всех тружеников в деле строительства святыни, а также участников проходящих торжеств со свершившимся знаменательным событием. «Выражаю надежду, — говорилось в слове Его Святейшества, — что возженная ныне в Мытищах неугасимая лампада будет согревать огнем веры, любви и надежды всякого человека, входящего под своды этого величественного храма Рождества Христова».

Храмы Мытищинского благочиния

Серафимовский храм-часовня (Перловка)

Размещено: по

г. Мытищи, микрорайон Перловка, Московский переулок

История храма

1 августа 2003 года, к 100-летию прославления, была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви. При отце Анатолии в ней проводились духовные беседы. В теплое время года читались благодарственные акафисты Господу Иисусу Христу. Три раза в год здесь, среди сосен и берез, служилась ранняя Божественная Литургия: 1 августа – в день обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского, 15 января – в день преставления и второго обретения его мощей и 1 сентября – в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. С Рождества 2012 г. литургии в храме-часовне преп. Серафима Саровского совершаются регулярно – каждое воскресенье, в 9 часов утра.

Храмы Мытищинского благочиния

Донской храм (Мытищи)

Размещено: по

м-он Перловка, г. Мытищи, ул. Селезнева, д. 32

Телефон: 8 495 582-96-70

E-mail: info@donsloboda.ru

www.donsloboda.ru


Настоятель:

протоиерей Иоанн Осипов

Престольный праздник:

иконы Божией Матери «Донская» (1 сентября)

История храма

В 1894 году, 4 октября потомственный дворянин Николай Семенович Перлов обратился к Митрополиту Московскому Сергию (Ляпидевскому) с прошением, в котором сказано: «В моем владении находится дачная местность под названием «Перловка», Московской губернии и уезда, по Московско-Ярославской железной дороге при полустанке того же наименования. Здесь на обширном пространстве расположено более восьмидесяти принадлежащих мне дач и, кроме сего, много дачных строений разных владельцев в окрестностях «Перловки»; все эти дачи в лучшую пору года населяются городскими жителями преимущественно православного вероисповедания… я желаю построить в «Перловке» на свои средства, не приходскую деревянную однопрестольную церковь во имя Донской Божьей Матери ради того, чтобы доставить дачникам возможность посещать по праздникам церковные богослужения. …Имею честь покорнейше просить… выдать мне разрешение на сооружение необходимого в данной местности храма, который будет отделан в достойном благолепии и снабжен церковной утварью на мои же средства. Будущую церковь в Перловке я просил бы приписать к местной приходской церкви села Тайнинского».

В архивных материалах имеются сведения о размере земельного участка, выделяемого церкви: «Потребный для возведения храма участок удельной земли, в количестве 900 квадратных сажен (0,41 га) может быть предоставлен в распоряжение духовного ведомства на все время, пока будет стоять на этом месте храм… Храм предполагается выстроить по плану и чертежам академика Зыкова, утвержденным Московским губернским правлением 30 ноября 1894 года и препровожденным в Московскую духовную консисторию при отношении от 2 декабря 1894 года… Вместе с тем ввиду изъявленного господином Перловым желания пожертвовать необходимые на постройку средства, Управление округа предполагает сооружение храма предоставить господину Перлову».

Фото начала XX в. Из фондов Мытищинского историко-художественного музея

Рождение храма

6 мая 1897 года освящение храма Донской иконы Божьей МатериСтроительным отделением Московского Губернского правления уже в следующем году и начал, вероятно, осуществляться строительный план, а в 1896 году он был закончен. Во всяком случае, путеводитель 1897 года сообщал: «…богатые крестьяне, живущие в Перловке и окрестностях, помогают благолепию нового храма, сооруженного недавно рядом с Перловкой».

6 мая 1897 года в 9 часов утра «недалеко от Москвы по линии Московско-Ярославской железной дороги в семнадцати километрах от Кремля… было совершено освящение воды и освящение храма Донской иконы Божьей Матери».

Проект церкви был разработан архитектором Петром Павловичем Зыковым (1852-1899) – Зыковым-вторым, как называли его в то время. Он был сыном Павла Петровича Зыкова, одного из самых знаменитых московских зодчих.

Зыков-сын построил много храмов, среди его работ – строительство придела в Елоховском соборе. Будучи глубоко религиозным человеком, он был в 1880-х годах старостой московской церкви святого Алексия в Глинищах.

Деревянная церковь Донской иконы Божьей Матери была одним из самых значительных архитектурных произведений П.П. Зыкова-второго. Это был небольшой одноглавый шатровый храм в русском стиле, относившийся к весьма распространенному в средневековой Руси типу — «восьмерик на четверике». Другими словами, кубический объем главного храмового пространства увенчивался небольшим восьмигранным срубом с шатром и луковичной главой, крытым по старинному деревянным лемехом. Звонница с колоколами работы П.Н. Финляндского была устроена в стороне от храма.

На плане перловская церковь представляла собой квадрат со стороной 7 саженей 1 аршин (приблизительно 16×16 м) с выступающей граненой апсидой с востока. Квадратным в плане было и основное пространство храма (приблизительно 8,5×8,5 м), над которым возвышался мощный восьмигранный шатер, по высоте (до главы) приблизительно равный высоте стен четверика. Оригинальной особенностью перловской церкви были треугольные кокошники с небольшими окнами, создававшие в интерьере второй свет (помимо света из окон четверика) и придававшие ее силуэту нарядность и индивидуальность. Этот мотив кокошников, разных по форме и величине, был ведущим в декоративном убранстве перловского храма.

Ярус маленьких кокошников располагался и у основания шейки главы храма. Центральные оконные проемы четверика были отмечены традиционными по форме кокошниками, увенчанными крестами, а над входами (западным, южным и северным) в галерею храма были устроены фигурные трехлопастные кокошники-киоты для размещения икон. Церковь украшали фигурные наличники над окнами четверика и разнообразные квадратные и прямоугольные филенки, традиционные для деревянного храмостроительства второй половины XIX века.

Сохранившийся авторский проект храма в Перловке показывает его иконостас. Архитектор, ориентируясь на русские традиции, задумал его деревянным.

 

Фото начала XX в. Из фондов Мытищинского историко-художественного музея

 Проповедь отца Анатолия Проскурни 19 мая 2003 года на бывшем месте Донской церкви (914 Мб).

Когда закрылся храм?

Торжественное богослужение в Троицкой церкви в день памяти свмч. Георгия Извекова 27 ноября 2008 г.

Храм перестал существовать в начале 1980-х годов. Но до сих пор никто не может ответить точно, когда в церкви прекратились службы. А ведь прошло совсем немного времени. Одни жители говорят, что церковь закрыли в конце 1920-х годов, другие — в конце 1930-х, но есть очевидцы, которые, живя в Перловке в 1940—1941 годах, входили в храм и ставили там свечи перед иконами.

При ознакомлении с архивными материалами выяснилось, что храм Донской иконы Божией Матери в Перловке Мособлисполком закрывал трижды: в 1930, 1935, 1940 годах.

Особые усилия советской властью прилагались в 1929-1930-м годах. В это время в Мытищинском районе (Пролетарской волости) велась антирелигиозная компания, было объявлено о соревновании в закрытии церквей. В Тайнинском клубе «Пролетарий» действовал союз воинствующих безбожников, который возглавлял некий Сергеев. Товарищ он, видимо, был активный и, судя по документам, успевал везде выступить: на заседании перловского поселкового Совета (20 января 1930 г.), на педсовете, на родительском собрании, на собрании учащихся школы № 5 СЖД.

Агитация велась за то, чтобы «церковь закрыть, …попа и дьякона Перловской церкви, председателя исполнительного органа Афанасьева и других злостных церковников выселить из Мытищинского района, …моления всеми религиозными объединениями закрыть».

Штабом была проведена антирелигиозная демонстрация и организован сбор подписей за закрытие храма. В это время священник Перловской церкви отец Георгий Извеков находился под следствием в ЧК и после долгих допросов и истязаний погиб на Бутовском полигоне за веру Христову. В 2004 году он был причислен к лику святых новомучеников Российских. Память его совершается 27 ноября.

Донская церковь (жилой дом с 1946г) накануне сноса 1980 г.В отчете Сергеева от 30 января 1930 года говорится о двух собраниях граждан Перловки с докладами на антирелигиозную тему отказавшегося священника Кедрова. Сергеев отмечает, что церковники ведут огромную работу против закрытия церкви, собирая подписи. Штаб на собрании граждан предлагает отдать церковь под спортклуб и ликбез (ликвидация безграмотности).

Граждане, присутствовавшие на собрании, поднимают вопрос о недобросовестном сборе подписей «за закрытие церкви». Люди говорят о том, что одно и то же лицо подписывается по десять раз. В сбор подписей были включены даже маленькие дети от 7 лет.

Учительницы, подводя в конце списка итоговую черту, отчитывались о количестве безбожников, требующих закрытия церкви и превращения его в детский клуб. Учительница Глебова берет на себя ответственность заявить, что «педагоги требуют закрытия церкви, юные безбожники все как один ждут, когда решится вопрос о закрытии церкви». Некий Сысоев говорит, что церковь была представителем охранки, и поэтому нужно ее срочно закрыть. Студент Крысанов поддерживает его и вносит предложение «о передаче колоколов на нужды индустриализации, служителей же церкви выслать из района». Зорин, выступающий «от культурников» заявляет, что нужно закрыть «очаг дурмана».

Собрание постановило: штабу довести работу в Перловке до конца и вызвать на соревнование по закрытию церкви г. Мытищи. Храм Владимирской иконы Божьей Матери решением Мособлисполкома будет закрыт 21 апреля 1941 года.

Но, несмотря на все старания союза воинствующих безбожников, люди смогли сохранить и веру, и свой храм. Спустя 5 лет в документах Мособлисполкома вновь встречается постановление о закрытии церкви в поселке Перловка от 22 сентября 1935 года.

Возможно, новая кампания по закрытию церкви и переформированию ее в клуб связана с решением о строительстве в Перловке недалеко от Донского храма средней школы на Московской улице (ныне ул. Селезнева). Вот только в документах больше не значится его название. Просто упоминается «Перловская церковь».

Но и это решение не было последним. Исполнительный комитет Московской области 23 августа 1940 года выносит решение о закрытии Перловской церкви города Мытищи: «Здание переоборудовать под школу», «с предметами культа поступить согласно постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 8 апреля 1925 года», «решение объявить верующим, разъяснив им порядок обжалования в двухнедельный срок в Президиум Верховного Совета РСФСР».

В здании церкви никогда не было ни школы, ни дома пионеров, ни культпросветклуба. С конца 1940 по 1970 годы культовое здание решением Мытищинского исполкома было перестроено и заселено квартирантами.

Второе рождение храма

В 1981 году Донская церковь была полностью уничтожена, остался только кирпичный фундамент. Ныне действующий православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери в Перловке вновь создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года. Его первым настоятелем после возрождения стал ныне покойный иерей Анатолий Проскурня.

С 4 декабря 1995 года по 11 мая 1997 года службы совершались на веранде частного дома по 1-му Ярославскому переулку, дом № 5. Совершение богослужений в возрожденном приходе началось 4 декабря 1995 года в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.

свящ. Анатолий Проскурня

Вербное Воскресенье в 1-м Ярославском пер., д. 5

 

В марте 1997 года по просьбе прихода администрация Мытищинского района выделила Перловской православной общине часть дома № 32 по улице Селезнева: к этому времени количество прихожан возросло, и вести приходскую жизнь на маленькой веранде частного дома стало затруднительно.

18 мая 1997 года богослужение крестным ходом было перенесено на рыночную площадь, к дому № 32 по улице Селезнева. Алтарь был устроен в полевой военной палатке, а прихожане молились под открытым небом.

Настоятель общины Донской церкви иерей Анатолий Проскурня у солдатской палатки-алтаря на ул. Селезнева 32. 1996г. Община Донской церкви у воинской палатки-алтаря в год 100-летия храма. 1997г.

Настоятель общины Донской церкви иерей Анатолий Проскурня у солдатской палатки-алтаря на ул. Селезнева 32. 1996г.

Община Донской церкви у воинской палатки-алтаря в год 100-летия храма. 1997г.

 

Второй этаж выделенной части дома № 32 был заселен жильцами, и община храма, с согласия районной администрации, занялась благоустройством первого этажа, находившегося в крайне запущенном состоянии.

Параллельно с ведением богослужебной деятельности в новом здании, приход вел переписку с городскими властями о возвращении земельного участка, на котором 100 лет назад была сооружена Донская церковь.

Земельная комиссия протоколом № 15 от 23 июня 1998 года приняла положительное решение о выделении для воссоздания храма прежнего участка площадью 0,4 га.

Первоначально участок земли под воссоздание разрушенной Донской церкви был выделен по улице Ульяновской, совершенно не там, где церковь находилась изначально. При личном участии тогдашнего главы Мытищинского района Анатолия Константиновича Астрахова земельный участок был переоформлен, и общине был отведен участок по улице Селезнева, на котором еще сохранились остатки фундамента былой церкви.

Часть дома № 32 община Донской церкви просила у администрации для организации в ней Эстетического и духовного центра воспитания детей и подростков в традициях Православия.

В 1998 году в штат храма был назначен второй священник – иерей Георгий Болгарский (ныне настоятель храма святителя Николая в поселке Дружба).

На 30 мая 1999 года намечалось знаменательное событие: освящение закладного камня на месте, где раньше стояла Донская церковь.

К полуночи с 29 на 30 мая все было готово к празднику Пресвятой Троицы и торжественному освящению закладного камня. С помощью «Опытного завода» в Перловке, группы компаний «Стройтэкс» и других организаций города с фасадной стороны будущего Православного центра в короткие сроки был сооружен кирпичный забор с красивой металлической решеткой, мытищинские озеленители разбили газоны, засеяли их травой и высадили в грунт множество цветов. Центральная дорожка была выложена тротуарной плиткой.

На освящение камня ожидался приезд викария митрополита Ювеналия, Высокопреосвященнейшего Григория, архиепископа Можайского. Но в эту ночь, примерно в половине третьего, здание, в котором находилась церковь, было подожжено неизвестными злоумышленниками…

Но несмотря ни на что праздник состоялся. Приехал владыка Григорий, многолюдный крестный ход проследовал от все еще тлевшего дома к историческому месту Донской церкви, и закладной камень был освящен. Глава Мытищинского района А.К. Астрахов подарил приходу поднос работы жостовских мастеров с изображением Донской церкви.

Несмотря на пожар, община Донской церкви во главе с настоятелем священником Анатолием Проскурней совместно с администрацией Мытищинского района начала строительство первой очереди здания для Православного культурно-просветительского центра с домовой церковью в честь Святой Живоначальной Троицы.

Крестный ход общины Донской церкви. Фото. 1999 г.

Владыка Григорий и глава Мытищинского района А.К. Астрахов на открытии закладного камня

 

С марта 2000 года начали проводиться и беседы с детьми младшего школьного возраста. Были сформированы группы хорового пения, шитья, вышивки, бисероплетения, иконописи. С осени 2000 года действует воскресная школа для детей и взрослых.

В 2001 году священник Анатолий Проскурня по состоянию здоровья подал прошение об освобождении его от обязанностей настоятеля.

Духовно-просветительский центр для молодежи при Донской церкви в Перловке. Май 1999 г.

Праздник Святой Троицы. Крестный ход во главе с настоятелем иереем Виталием Лихониным. Фото. 2002 г.

 

Становление прихода. Троицкий храм.

Следующим настоятелем общины Донской церкви стал священник Виталий Лихонин, который трудился на этом поприще до июня 2004 года. Было завершено строительство Троицкого храма и дома причта.

1 августа 2003 года, к 100-летию прославления, была освящена часовня в честь преподобного Серафима Саровского при Донской церкви. При отце Анатолии в ней проводились духовные беседы. В теплое время года читались благодарственные акафисты Господу Иисусу Христу. Три раза в год здесь, среди сосен и берез, служилась ранняя Божественная Литургия: 1 августа – в день обретения мощей и прославления преп. Серафима Саровского, 15 января – в день преставления и второго обретения его мощей и 1 сентября – в престольный праздник Донской иконы Божией Матери. С Рождества 2012 г. литургии в храме-часовне преп. Серафима Саровского совершаются регулярно – каждое воскресенье, в 9 часов утра.

6 июня 2004 года, в неделю Всех Святых по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Троицкого храма. Торжества возглавил архиепископ Можайский Григорий.

24 декабря 2004 года после продолжительной и тяжелой болезни скончался первый настоятель возрожденного прихода Донской церкви священник Анатолий Проскурня. В этот день храм не смог вместить всех желающих проститься с ним. Похоронен отец Анатолий в церковной ограде Богоявленского храма села Бородино.

С середины 2004 года до декабря 2006 года настоятелем храма являлся священник Владимир Воробьев. Его трудами в храме возобновились занятия в воскресной школе и преобразился нижний храм. Появился новый резной иконостас и фресковая роспись. В 2005 году художниками В.И.Шердиным, А.В.Ильиной, И.В.Лукиной, Е.В.Куприной, В.Кутекобыл отделан и расписан нижний храм.

Роспись нижнего храма. Фото. 2005 г.

Праздник Святой Троицы. Крестный ход во главе с настоятелем

Роспись нижнего храма. Фото. 2005 г.

Нижний придел Троицкой церкви, освященный в честь Царственных Страстотерпцев.

 

В декабре 2006 года настоятелем Троицкой церкви был назначен священник Александр Краля.

17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие. Праздничные торжества по этому поводу возглавил архиепископ Можайский Григорий, который совершил освящение в честь Царственных Страстотерпцев нижнего придела Троицкой церкви. Это один из немногих храмов, которые освящены в память о зверски замученной Царской семье. 15 ноября 2007 г. в деревянном храме Новомучеников и исповедников Российский на Бутовском полигоне была освящена икона священномученика Георгия Извекова (1874-1937), известного духовного композитора, настоятеля и святого покровителя нашего прихода. Сейчас этот образ находится в верхнем Троицком храме справа от алтаря и ежегодно 27 ноября – в день его памяти, когда на торжественной Божественной литургии звучат песнопения в обработке прот. Георгия Извекова – переносится на центральный аналой для всеобщего поклонения. Доброй традицией стали вечера памяти о. Георгия, проводимые в Перловском духовно-просветительском центре в день его мученической кончины, а к 27 ноября 2012 г. прихожанкой Донского храма Вероникой (Викторией) Садовской был снят первый в истории документальный фильм о жизненном пути, творчестве и подвиге протоиерея Георгия Извекова.

Вскоре в иконописной мастерской при Духовно-просветительском центре в Перловке была написана еще одна икона сщмч. Георгия Извекова в красном мученическом облачении. 16 февраля 2007 г. группа паломников, возглавляемая настоятелем, священником Александром Кралей, доставила икону в Бутово. Среди паломников были и слушатели созданных в этом году Богословских курсов. В храме Воскресения Христова была отслужена утреня и Божественная Литургия, после которой отец Александр передал образ священномученика Георгия в дар настоятелю Бутовского полигона священнику Кириллу Каледе.

В настоящее время в нашей иконной лавке можно приобрести небольшую икону, с которой смотрит на вас священномученик Георгий Извеков в красном мученическом облачении. На оборотной стороне – тропарь святому и даты его жизни.

11 июля 2008 года настоятелем Донского прихода города Мытищи был назначен священник Иоанн Осипов.

Настоятель Донской церкви отец Александр Краля. Фото. 2007 г. Настоятель Троицкого храма города Мытищи священник Иоанн Осипов деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

Настоятель Донской церкви отец Александр Краля

Настоятель Донского прихода города Мытищи священник Иоанн Осипов

Деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца

 

Пока восстановление Донской церкви находилось на этапе проектирования, на территории воинской части № 41427, дислоцированной в черте города Мытищи, возведен деревянный храм во имя святого великомученика Георгия Победоносца. Храм вмещает около сотни молящихся. Он, наряду с церковью Святой Живоначальной Троицы и часовней преподобного Серафима Саровского, также являлся частью прихода Донской иконы Божией Матери.

7 мая 2008 года в Георгиевском храме была отслужена первая Божественная Литургия. Богослужения в нем совершаются в субботу вечером и в воскресенье утром, а также на Рождество, Пасху и 6 мая, в день памяти св. вмч. Георгия Победоносца. Специально для храма мастерами резчиками из нижегородского Городца изготовлен резной иконостас, в котором не только украшения, но и сами иконы выполнены из дерева. Резные лики святых и бревенчатые стены храма представляют собой единое целое, возвращая нас во времена деревянного храмового зодчества. 16 апреля 2011 г. по благословению управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископом Можайским Григорием было совершено великое освящение храма, а в сентябре 2011 г. храм был выделен в отдельный приход. Указом митрополита Ювеналия от 2 сентября 2011 г. настоятелем прихода храма великомученика Георгия назначен священник Александр Краля. В настоящее время богослужения в Георгиевском храме совершаются в субботние, воскресные и праздничные дни.

Снаружи храм украшен резными украшениями, выполненными Юрием Алекссевичем Добосиным, столяром Донского прихода. Мастер-золотые руки, он изготовил удивительной красоты резьбу для обрамления крыши, купола и фасада церкви. Окна храма также украшены резными наличниками.

В 2009 г. были проведены масштабные восстановительные работы в храме-часовне Серафима Саровского. Деревянный сруб был задуман как летний храм. Неумолимое время за шесть лет привело его на грань разрушения: паклю из стен растащили в свои гнезда птицы, деревянные порожки провалились, в алтаре гулял ветер… Но слишком дорог для нас этот святой храм, чтобы дать ему погибнуть. В результате восстановительных работ внешний вид и внутреннее убранство храма полностью преобразились.  Бревна вновь оструганы и получили второе рождение.  Стены часовни изнутри обшиты вагонкой. Со временем это позволит превратить часовню в зимний храм: после установки отопительного котла тепло будет сохраняться внутри храма. В неприкосновенности оставили только помещение, изначально представлявшее собою келью, где жил в конце своего земного пути первый настоятель возрожденного прихода иерей Анатолий Проскурня.

Столь знакомая всем часовня теперь стала больше: пристроен западный вход, расширен и утеплен мансардный этаж. Построено новое просторное крыльцо. Водопроводный колодец, еще недавно находившийся в алтаре храма, теперь располагается рядом с часовней. Были проведены работы и по замене и отделке цоколя. Нижние бревна просмолены, узорный бетонный цоколь надежно защищает храм от сырости и холода. Храм-часовня батюшки Серафима вновь, словно Ангел-хранитель, охраняет фундамент будущего Донского храма. С Рождества 2012 г. в храме преп. Серафима Саровского начались регулярные воскресные богослужения, а мансардный этаж специально переоборудован для молодежного клуба.

Приход растет и ширится, растут и его нужды, – требуется все больше помещений. Благодаря помощи жертвователей приобретен блок-контейнер для сбора одежды нуждающимся и заключенным, произведено его техническое оснащение, сделана крыша.

Еще два блок-контейнера призваны временно выполнять роль учебных классов. Один из них также приобретен, а другой построен на месте рабочими из закупленных строительных материалов. Над блок-контейнерами сооружена общая крыша. «Корпус № 2» и «Корпус № 3» значится в расписании Богословских курсов и кружков, действующих при Духовном центре. Просветительская, учебная, культурная и социальная деятельность Перловского духовного центра становится все более многогранной. В 2011-12 гг. выпускницами Педагогического факультета Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Л. Шатровой и Т. Становской были успешно представлены к защите дипломная работа и магистерская диссертация, посвященные изучению истории и деятельности Перловского духовно-просветительского центра. С различными сторонами его жизни можно познакомиться на сайте в специальном разделе, а также рубриках “Новости“, “Объявления“, “Молодежный клуб“, “Донская слобода” и др.

Благоустройство храмов из века в век осуществлялось благодаря пожертвованиям прихожан и благотворителей. Забота о построении и украшении храмов Божиих считалась на Руси величайшей добродетелью: каждый вносил свою лепту соразмерно со своим достатком. Святая Церковь из века в век молится о спасении их душ. До тех пор, пока будет совершаться служба в Храмах Божиих, не прекратится и моление «о блаженных и приснопамятных создателях святого храма сего.., о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем…» Вот и в нашем храме с момента его создания и по настоящий день возносятся молитвы о спасении душ рабов Божиих Николая и Иоанна (Перловых) и раба Божия Петра (Зыкова) – архитектора Донской церкви и о многих и многих православных христианах, чьи пожертвования стали вкладом в развитие нашего прихода, в дело созидания новых храмов.

Второе рождение храма

Православный приход в честь Донской иконы Божьей Матери создан и зарегистрирован 11 октября 1994 года.

23 июня 1998 года выделен участок площадью 0,4 га для воссоздания храма.

17 июня 2007 года приход Донской церкви отмечал свое 110-летие.

Декабрь 2013 год – объявлен сбор пожертвований на строительство храма.

27 апреля 2014г. был отслужен молебен на начало доброго дела – началось возведения стен Донского храма.

Храмы Мытищинского благочиния

Воскресенский храм (Волковское кладбище)

Размещено: по

г. Мытищи, Мытищинский район, Волковское шоссе, д. 30

Телефон: 8 495 586-25-22


Настоятель:

протоиерей Димитрий Оловянников

Престольный праздник:

Пасха

История храма

Небольшая однокупольная часовня на городском кладбище, выстроенная в основном на средства Ю. Х. Кертанова. В облике здания заметны черты неоклассицизма. Приписана к Владимирской церкви.

Храмы Мытищинского благочиния

Владимирский храм (Мытищи)

Размещено: по

г. Мытищи, Мытищинский район, Ярославское шоссе, д. 93

Телефон: 8 495 586-25-22 (деж.), 8 495 586-74-38 (секретарь)

mitishi-hram.ru


Настоятель:

протоиерей Димитрий Оловянников

Престольный праздник:

иконы Божией Матери Владимирская (3 июня, 8 сентября, 6 июля)

Приделы: свт. Николая (22 мая, 19 декабря), прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября)

История храма

Центральный храм Мытищинского благочиния – Владимирской иконы Божией Матери стоит у самого Троицкого тракта, нынешнего Ярославского шоссе. Здесь располагалось село Большие Мытищи, которое и дало название современному городу.

В конце XVI века на этом месте находилось село Лошаково. Когда поселения, пострадавшие в Смутное время, постепенно стали возрождаться, крестьяне, жившие недалеко от Лошакова, за Яузским болотом, в селе Заболотье, решили переселиться на более сухое и удобное место. Они перенесли свои избы на то место, где в древности собирали мыт – пошлину за провоз товаров. Так, на Яузском «мытище» (от слова «мыт») у Переяславской дороги возникло новое село, которое получило название Мытищи. Сюда же из Заболотья перенесли и деревянную церковь Святого Николая Чудотворца.

Поскольку крестьяне-поселенцы ранее проживали в Лосином острове и входили в число обслуги Ловчего пути, которая обеспечивала царскую охоту и следила за заповедным лесом, та часть села Мытищи, где они поселились, стала называться Ловчий путь и принадлежала царскому двору. Вторая половина села принадлежала Троице-Сергиевому монастырю. Церковь стояла на Троицкой половине села. По указу патриарха было велено «двум деревням Рупосовой и Шараповой, которыя были в приходе к церкви Богоявления Господня, что в приселке Николаевском, …быть в приходе, по близости, к церкви Николая Чудотворца, что в селе Мытищах».

В середине ХVII века население Мытищ увеличилось до 392 человек за счет переселения сюда по указанию царя крестьян из других дворцовых сел и деревень. На противоположном берегу Яузы возникла Заречная слобода, а в 1683 году у Троицкой дороги появилось новое поселение – Новоселки, которое позже получило название Малые Мытищи. С этого времени село на Яузе стало называться Большими Мытищами.

К концу ХVII века село Мытищи полностью перешло в разряд дворцовых владений. Население его неуклонно росло и к концу ХVIII столетия превысило шестьсот человек. К моменту отмены крепостного права селение на Яузе состояло из двух частей – села Большие Мытищи и Заречной слободы с общей численностью населения свыше девятисот человек. Изменилось и его социально-экономическое положение, на что существенно повлияло открытие в 1862 году железной дороги Москва–Сергиев Посад.

Лично свободные крестьяне стали работать на фабриках и заводах, заниматься торговлей, извозом. В селе начали открываться постоялые дворы, трактиры, питейные дома, лавки. Близ Мытищ работало несколько кирпичных заводов, а в 1896 году был основан Вагоностроительный завод, который в дальнейшем стал градообразующим предприятием. В 1908 году рядом с заводом открылась фабрика искусственного шелка «Вискоза». Вокруг завода и фабрики вырос рабочий поселок. Благодаря учреждению земств в Мытищах в 1872 году открылась первая в Московском уезде земская школа.

Из переписи 1913 года видно, что в это время Мытищи являлись заводским поселком с населением семь тысяч человек. Мытищинские рабочие принимали активное участие в революционных событиях 1917 года. После революции и гражданской войны в период восстановления народного хозяйства в Мытищи вновь начался приток рабочих. Это повлияло на количественный и социальный состав села Большие Мытищи. 17 августа 1925 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета принял постановление о преобразовании ряда поселков Московской губернии, в том числе и Мытищи, в города. Во вновь образованном городе проживало свыше десяти тысяч человек. Семь лет спустя в состав города вошли ряд близлежащих деревень, сел, рабочих и дачных поселков.

Храм Владимирской иконы Божией Матери впервые упомянут в документах в 1713 году, когда «по челобитью Московского уезда села Мытищ Богородицкого попа Дмитрия» был освящен придел Николая Чудотворца». Эта дата условно считается датой построения храма. Вторично о каменном храме в селе Мытищи упоминается в 1735 году, когда священник церкви Владимирской иконы Божией Матери «в примосковной ея величества благоверныя государыни царевны Елисаветы Петровны вотчине Танинской волости, в селе Мытищах» Иван Федоров и староста Трофим Иванов обратились в Синодальный Казенный Приказ за разрешением устроить в храме каменный пол, так как деревянный погнил и обветшал. Разрешение было дано и деревянный пол заменили на каменный. Одновременно на каменные же заменили деревянные престолы.

В 1814 году за ветхостью были разобраны старая трапезная и колокольня. Двумя годами позже священник Дмитрий Федоров обратился к управляющему Московской епархией архиепископу Дмитровскому Августину с прошением построить новую трапезную и колокольню. Они были построены в 1819 году. В 1832 году при участии архитектора Петра Петровича Буренина к храму был пристроен северный придел святителя Николая, а в 1898 году по проекту Бориса Николаевича Шнауберта – придел преподобного Сергия Радонежского. Рядом с церковью находилось кладбище. Здесь была похоронена уроженка села Большие Мытищи крестьянка Авдотья Гавриловна Карцева, кормилица императора Александра II (кладбище не сохранилось).

После строительства первого Московского водопровода в 1804 году каждый год 1 августа (по старому стилю) от храма Владимирской иконы Божией Матери к Святому (Громовому) ключу, от которого начинался водопровод, направлялся крестный ход, и там, у часовни (несохранившейся) совершался водосвятный молебен.

Во второй половине ХIХ века храм входил в шестой благочиннический округ Московского уезда и был одноштатным. В 1906 году к храму была приписана церковь в поселке Перловский, и штат храма был увеличен. В конце 1912 году настоятелем храма стал священник Николай Протопопов. Он изыскивал средства для строительства церковно-приходской школы. В 1914 году школа с часовней по проекту архитектора Ивана Ивановича Поздеева была построена, и священник преподавал в ней закон Божий. Кроме занятий с детьми в церковно-приходской школе проводились миссионерские беседы, собрания общества трезвости.

В 1929 году началась кампания по сбору подписей за закрытие храма. Около шестисот прихожан, в основном женщин, собралось для его защиты. Они согласились разойтись только после того, как им пообещали не закрывать храм. Однако настоятеля отца Сергия Ильинского и священника Сергия Левшина сослали на Соловки. Богослужения в храме все-таки продолжались, и в 1930 году был вновь поставлен вопрос о закрытии церкви. Разорить ее не удалось, но с колокольни был снят большой колокол, часовня, стоявшая близ храма, была снесена, а часть церковного здания заняли склады. В 1935 году храм передали обновленцам.

В начале войны в 1941 году колокольня была частично разрушена из опасения, что она может послужить ориентиром при бомбардировках военного завода в Подлипках. В 1942 году храм была закрыт, и в нем разместили мастерские по ремонту пожарных машин, а потом базу снабжения Управления внутренних дел Московской области. В этот период храм был основательно перестроен, и только выступ апсиды и верхняя часть восьмерика над главным храмом и церковная ограда со старинными чугунными решетками напоминали о том, что это здание было когда-то храмом Божиим.

В 1991 году храм был возвращен верующим. Настоятелем стал игумен Александр (Агриков), ныне епископ Дмитровский, викарий Московской епархии. Он же в 1994 году возглавил Мытищинское благочиние.

В центральном Мытищинском храме, Владимирском, тогда находился склад, и поначалу богослужения совершались в соседнем доме. Администрация Мытищинского района поддержала благочинного в его трудах и оказала всемерную помощь по восстановлению храма. Были некоторые проблемы с организациями, которые не хотели освобождать помещение храма, но и это со временем удалось преодолеть.

Первое после долгого перерыва богослужение в храме Владимирской иконы Божией Матери состоялось 23 мая 1991 года. Тогда же начались работы по восстановлению храма, в основном завершенные в 1995 году. В 1999 году, в преддверии 2000-летия Рождества Христова, вновь была возведена колокольня. Восстановительные работы заняли целый год: готовились чертежи, собиралась конструкция купола, колокольню штукатурили и красили. Подъем купола состоялся 5 ноября 1999 года. Теперь колокольню венчает серебристая главка со шпилем и крестом.

Храмы Мытищинского благочиния