Никольский храм (Хлебниково)
История храма
Первым упоминанием из всех сел и деревень, образовавших город Долгопрудный, если судить по документу 1498 года, была деревня Хлебниково. В записках Болотова под 1770 годом про село Хлебниково сказано следующее: «село сие, составляющее пятое (от Москвы по дороге в Кашин) селение, сидело на реке Клязьме, текущей отсюда в Володимерскую провинцию и имевшей тут свое верховье. Селение сие находилось по ту сторону (от Москвы) сей реки, выстроено на ровном и низком месте, было нарочито велико и принадлежало графам Шереметевым».
В 1702 году Петром I велено было через Хлебниково от Москвы до Олонца проложить почтовую дорогу и поставить здесь 1-й Ям для смены лошадей в почтовых тройках. Станций [почтовых] по Дмитровской дороге три: Хлебниковская находится в 24 верстах от Москвы, Игнатовская от Хлебниковской в 22 вер. и в 19 1/4 версте от г. Дмитрова. В середине XVIII века в Хлебниково имелось 48 дворов. В них проживало 160 крестьян.
Неподалеку от Хлебниково расположено было старинное село Собакино (Никольское), которое с давних пор украшала церковь во имя святого Николая Чудотворца, но в 1777 году церковь Николая Чудотворца была упразднена за ветхостью и неимением в ней необходимой утвари. А в Хлебникове в 1870 годы построили часовню в честь св. Николая Чудотворца.
В начале XIX века Хлебниково значилось крупной владельческой деревней, расположенной в 24 верстах от Бутырской заставы на Дмитровском тракте. В 84-х ее дворах проживало уже 736 человек. При деревне работала почтовая станция, шерстопрядильная фабрика с 87 рабочими, чуть позже открылся кирпичный завод Гаша, 1 училище земское, 1 паяльное заведение, 1 свечное заведение, 4 трактира, 3 питейных дома, 7 постоялых дворов, мельница, 5 лавок. В 1875 году в Хлебниково была открыта первая школа, которую построили крестьяне. Ее посещали местные дети и дети села Троицкого и деревни Капустино.
В начале 1900-х годов построили Московско — Савеловскую железную дорогу со станцией Хлебниково. Савеловская железная дорога, долгое время была одноколейной, затем при увеличении количества поездов в Бескудниково, Хлебниково, Лобне и других узловых станциях были построены разъездные пути. Поезд останавливался, ждал встречного, затем отправлялся в дальнейший путь. На 21 километре поезд делает одну из больших остановок по Савеловской железной дороге. Станция Хлебниково вместе с примыкающим к ней поселком напоминает маленький провинциальный городок. 35-50 домов выстроены о типу городских особняков, причем попадаются даже 2-этажные постройки. В помещениях станции есть парикмахерская и буфет. Имеется почтовое отделение. Продуктовые потребности приезжающих удовлетворяются поселковыми магазинами Кредитного товарищества и Уторга. Лекарственная помощь обслуживается Хлебниковской аптекой и фабрично-заводской больницей при кирпичном заводе Гаша.
После революции Хлебниково — центр Коммунистического района, в центре поселка находятся Исполком Коммунистического района, отделение волостной милиции и камера Нарсуда. Здесь же сосредоточены партийные, комсомольские и культурно-просветительские организации. Рядом со станцией — клуб с читальней, а невдалеке оборудована хорошая спорт-площадка, в летние вечера всегда переполненная физкультурниками.
Грандиозная стройка канала Москва-Волга прошла через Хлебниково, отрезав большую территорию. Летом 1933 года весь поселок и деревня будут переведены в специально строящиеся дома при платформе Шереметьевской, в 2 км от ст. Хлебниково, много строений снесены. А на образовавшемся островке, на территории, где до революции была железнодорожная станция Хлебниково, почта, медпункт и т.д., началось строительство Хлебниковского судоремонтного завода.
В годы Великой Отечественной войны Хлебниково оказалось в пяти километрах от линии фронта. По каналу Москва-Волга проходила линия обороны. До Москвы оставалось 27 километров. Краснополянский район с 30 ноября по 8 декабря был частично оккупирован. Грозной осенью 1941 года на Лобненском рубеже обороны советские войска, приняв на себя лобовой удар фашистских танков, преградили путь гитлеровцам к Москве.
В армию Краснополянским военкоматом было призвано свыше 20 тысяч человек. Из них 2431 человек погиб. Только в Хлебниково на 119 человек пришли похоронки. Их имена высечены на братской могиле, где захоронены воины, около платформы Хлебниково.
В годы войны в поселке размещался госпиталь №31 для легкораненых. Линия фронта проходила по железнодорожному полотну Савеловской дороги между Лобней и селом Киево. 331 стрелковая дивизия, формировавшаяся в Хлебниково, перенесла свой штаб в Лобненскую школу, что у озера Киево.
Упорные бои шли несколько дней, бойцы 106 пехотной дивизии и 331 стрелковой дивизии приостановили продвижение врага к Хлебниково и Химкам. В ночь на 4 декабря 1941 года войска 20-й армии, а именно 331 стрелковой дивизии, нанесли ряд контрударов по обороне противника, в результате которых была освобождена деревня Катюшки.
Ежегодно 6 декабря в день начала контрнаступления под Москвой и 9 мая в День Победы учащиеся школы №3 имени Героя Советского Союза Н.Ф. Гастелло, ветераны ВОВ и жители поселка возлагают венки на братскую могилу воинов.
Неравнодушные жители Хлебниково в память об истории своего поселка объединили усилия для строительства православного Храма в честь Свт. Николая Чудотворца Мирликийского. Администрация города Долгопрудный выделила участок около братской могилы. Благочинным церквей г. Долгопрудный назначен священник о. Алексей Куприянов. Утвержден проект храма. В настоящее время в Правительстве Московской области проходит получение разрешения на строительство.
На участке, выделенном под строительство храма, установлен временный навес и каждое воскресение в 13 часов батюшка служит молебен с акафистом.
Храмы Долгопрудненского благочиния
Христорождественский храм (Павельцево)
История храма
Храмы Долгопрудненского благочиния
Спасский храм (Павельцево)
История храма
Род Траханиотовых берет свое начало в далекой Греции. В 1473 году два представителя этой древней греческой династии – братья бояре Дмитрий и Юрий Мануиловичи пришли на Русь в сопровождающей свадебной свите царевны Софии Палеолог на ее бракосочетание с Великим князем Иваном Третьим. Приглянулись Великому князю греческие братья. Пожаловал он их и отставил при себе «служить».
А уже через несколько лет, в 1506 году Юрий Траханиотов был известен как печатник при Великом князе Василии Ивановиче. Исправно служили великокняжескому двору Юрий и его сын Василий Траханиотовы, за что последний получил в награду от царя и Великого князя Всея Руси вотчину на реке Клязьма в Московском уезде. Таким образом, Василий Юрьевич Траханиотов, боярин при русском царском дворе, и стал первым владельцем Павельцева с его окрестностями.
Чуть позже, в 1585 году, у этих пожалованных земель уже значились другие хозяева – Иван и Никифор, дети Василия Траханиотова.
Первое же письменное свидетельство о Павельцеве, как населенном пункте, содержится в Писцовых книгах 1623 года. По их описанию, деревня Павельцево (Большое тож) принадлежала в те годы дворянину Ивану Никифоровичу Траханиотову. Три ее крестьянских и три бобыльских двора с тремя человеками, словно маленькие черные точки, тогда терялись средь широких полей и перелесков, очерчивая дорогу, ведущую из Москвы. Дворы располагались на берегу ручья Безымянного, который непринужденно бежал по дну оврага, и в этом месте соединялся с прозрачными водами реки Клязьмы.
Деревня в то время была очень малочисленной, поэтому о строительстве здесь своего храма пока еще никто не задумывался. Ходили на Богослужения в близлежащий Никольский храм в селе Собакино.
Однако, в период «смутного времени», когда рвущиеся к Москве «литовские люди» буквально все крушили на своем пути, Собакино, равно как и Павельцево, подверглось сильному разорению. Павельцево запустело. Разрушили и Никольскую святыню в Собакино. Восстановить, вернее, построить на этом же месте новую красивую деревянную Никольскую церковь стало возможным только спустя несколько лет, когда Собакино было передано от князя Юрия Яншевича его внуку – Ивану Мурзину, сыну Юсупова. С появлением новой церкви Собакино переименовали в Никольское, по названию храма.
Примерно, в эти же годы поменялся владелец и Павельцево. Оно переходит в руки Даниилы Ивановича Траханиотова. Постепенно восстанавливалась жизнь в вотчине Даниила Траханиотова. Но, что значит для православного человека, вотчина без храма! Поэтому в последнем десятилетии XVIII века сын Даниила Ивановича – Степан Данилович обратился в Патриарший Казенный Приказ с челобитной грамотой, где испрашивал разрешение на строительство в своем подмосковном владении храма.
10 октября 1695 года в ответ на его челобитную был дан Патриарший указ, которым велено ему, Степану Даниловичу, сыну Траханиотову, в «Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, в вотчине его построить вновь церковь во имя Нерукотворного образа Спаса… и на попа с причетниками дани положить: по сказке человека его Ивашки Малова, с дворов: попова, дьячкова, просвирицына, с 11 крестьянских средних, да с церковной земли – Дьякову пустошь, находившуюся от той церкви в ближних местах, пашни 20 четвертей».
И уже к началу XVIII века в вотчине Траханиотовых на берегу Клязьмы появилась замечательная деревянная церковь, неподалеку от которой размещалась небольшая помещичья усадьба с хозяйственными постройками: скотным и конюшенными дворами. В самой усадьбе проживало девять человек. 11 крестьянских дворов находилось в ближайших деревнях Строево и Яковлево, а в них – сорок девять жителей.
Однако, недолго радовала Спасская церковь своих хозяев и прихожан. К 1713 году она уже стала ветхой, что значительно огорчало Степана Даниловича и, вскоре он задумал возвести здесь же, на погосте, на прежнем месте, новый каменный храм.
Казенный Патриарший Приказ, куда Степан Данилович вновь обратился с просьбой, но теперь о перестройке Спасского храма, одобрительно отнесся к его намерению и, 13 августа 1715 года протопоп Московского Большого Успенского собора отец Федор с братией уже совершил торжественное освещение новой каменной церкви во имя Всемилостливого Спаса с небольшим Покровским приделом.
Поднявшись над золотистым покровом окружающих полей и голубизной речных просторов, она придала Павельцеву не только некую индивидуальность, но и сделала эту местность еще более привлекательной.
А звон колоколов, разместившихся под куполом трехъярусной четырехгранной каменной колокольни, пристроенной к храму чуть позже, в 1719 году, силами двух крестьян села Рождественского Ярославского уезда – Клима Иванова и Романа Андреева, отныне стал слышен далеко за пределами Павельцева.
Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции.
В годину великих гонений на Русскую Православную Церковь земля русская обагрилась кровью мучеников за веру Христову. Настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево был тогда священномученик протоиерей Александр Соколов. Он родился 8 августа в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Павла Соколова. В 1892 г. Александр окончил сельскую школу, в 1898 г. Волоколамское духовное училище, а в 1904 г. – Вифанскую Духовную семинарию. В 1905 г. Александр Павлович был рукоположен во диакона, а в 1907 году – во священника. Отец Александр служил в храмах Москвы и Московской области. В 1934 году протоиерей Александр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево Московской области. 26 января 1938 года власти арестовали отца Александра и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из лжесвидетелей показал на допросе что священник организовывал хождения с молебнами по селу Павельцево и другим селам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Александр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Пока был жив последний церковный староста – дедушка Никанор – сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение.
В конце 30-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы, Воды Клязьмы устремились в канал, а, непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань.
Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлении. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм.
В 70-е годы ХХ века в нем разместились производственные мастерские объединения «Росреставрация». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажные перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, – заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате чего полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа.
Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена.
В конце 80-х годов храм был реставрирован объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А.Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец XIX века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи, вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. Был восстановлен в изначальных формах северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсой. В результате западная стена дала серьезную трещину.
Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета № 576 от 13.Х1.90 г. православной общине верующих, зарегистрированной священником Иоанном Тунгусовым.
Храмы Долгопрудненского благочиния
Покровский храм (Шереметьево)
История храма
Строительство Храма Покрова Божией Матери в мкр. Шереметьевский г. Долгопрудный было начато осенью 2004 года с благословения Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского.
Главный архитектор храма Вероника Викторовна Овчинникова во время поиска образного решения облика храма выбрала образцы церквей XII века. Это эпоха одного из высочайших взлетов древнерусского искусства. Но образцы владимиро-суздальской архитектуры этого периода имеют чрезвычайно богатый и сложный декор фасадов. Гораздо более сдержанными средствами решены фасадные убранства смоленских церквей XII века. Именно их декоративное решение и было взято за образец, начиная с общей композиции фасадов, шлемовидной формы главы, типа креста и кончая отдельными декоративными элементами — карнизными тягами, «ломбардскими» аркатурами, украшающими объемы барабана, алтаря и средних прясел стен четверика, вытянутой по вертикали формой оконный проемов. однако храм ни в коем случае не является копией какого-либо древнего сооружения. Его композиция самобытна.
Закладку храма произвел благочинный Химкинского церковного округа игумен Владимир (Денисов) в апреле 2005 года. Строящийся храм был приписан к Спасскому приходу с. Котово г. Долгопрудный. Строительные работы велись при активном участии и молитвенном руководстве настоятеля протоиерея Алексия Шурупова и ктитора С. И. Уголькова.
1 января 2008 года отец настоятель совершил первую Литургию.
После этого начались регулярные богослужения, совершаемые клириками Спасского прихода, и продолжались отделочные работы интерьера храма.
В 2011 году начали строить дом священника, в котором предполагалось разместить Воскресную школу.
11 марта 2013 года Указом Управляющего Московской Епархией Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием священник Николай Лузанов, клирик Преображенского храма г. Долгопрудный, назначен настоятелем Покровского храма, который стал седьмым приходом в Долгопрудненском благочинии. Начались непосредственные работы по подготовке храма к Великому освящению, которое состоялось на престольный праздник Покрова Божией Матери 14 октября 2013 года. Великое освящение совершил викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий.
При храме действует Воскресная учебно-воспитательная группа. Дети изучают Закон Божий, Церковное певческое искусство, историю и изо творчество.
Покровский Храм тесно сотрудничает с Государственным Историческим музеем: приходской хор совместно с Камерным хором МФТИ (худ. руководитель матушка Александра Лузанова) периодически проводит благотворительные концерты в залах музея (в том числе в рамках акции «Ночь в музее»).
В начале 2015 года на «Всероссийском смотре-конкурсе проектов православных храмов XXI века» архитектор храма Вероника Викторовна Овчинникова с проектом нашего храма была награждена дипломом победителя.
Храмы Долгопрудненского благочиния
Покровский храм (Долгопрудный)
История храма
Храм-часовня в честь Покрова Божией Матери в Долгопрудном воздвигнут на территории Московского камнеобрабатывающего комбината (МКК). Инициатива строительства храма принадлежит бывшему начальнику отдела сбыта МКК Белюсевой Ф.А. Сотрудники комбината, избрав себе в покровительство Царицу Небесную, решили построить на своей территории храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, под покровом Которой они трудятся уже многие годы.
6 мая 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Управляющий Московской епархией, заложил камень в основание строящегося храмового здания. В этом же году 14 октября, на праздник Покрова, был отслужен первый молебен. Ровно через год в престольный праздник в строящемся храме была впервые отслужена Божественная Литургия. После службы на храм был поднят золотой купол с крестом.
Затем строительство приостановилось и было возобновлено в 2007 году, когда настоятелем храма был назначен иерей Александр Хуснутдинов. Вторая Литургия была отслужена в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2007 года. С этого дня богослужения в Покровском храме проходят постоянно.
Проект храма был заказан в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Архитектор диакон Георгий Савин создал проект шатрового типа в традициях русского православного каменного зодчества второй половины XVI века.
Православный храм, являясь образом мира, символичен в каждом своем элементе. Кубический объём храма символизирует земной мир, шатёр – восхождение к Небесному миру. Шатер — это символ лествицы, виденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28:12). По учению св. Отцов, это видение было прообразом Богоматери, что отражают слова первого и наиболее известного акафиста «Взбранной Воеводе пбедительная» (Кондак 1), читаемого в празднование Похвалы Пресвятой Богородицы в пятую субботу Великого поста: «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).
В 2008 году благочинный Долгопрудненского округа отец Андрей Хмызов освятил звонницу. На звоннице 8 колоколов, отлитых на пожертвование прихожан. Самые большие весят 270 и 140 кг.
Храм облицевали белым камнем, который был доставлен из Владимирской области. Изразцы заказывали в Экспоцентре и изготавливали в Андреевском монастыре. Мозаику создал клирик нашего храма диакон Димитрий Котов. Престол сделан из мрамора на МКК. Роспись храма за два с половиной месяца выполнили владимирские мастера школы Мстёры (Владимирская школа, которая находится недалеко от Палеха). Над внутренним обустройством храма трудились прихожане.
Великое освящение храма архиепископом Можайским Григорием совершилось 5 сентября 2012 года. После Божественной Литургии состоялось выступление финалистов конкурса колокольных звонов Долгопрудненского благочиния.
Возле храма построена церковная лавка. В 2014 году была сооружена детская площадка. В настоящее время в отдельном помещении остро нуждается воскресная школа. Фундамент здания заложен, но строительство станет возможным только после перенесения теплотрассы, проходящей по храмовой территории.