Архивы

Вознесенский храм (Ново-Никольское)

Размещено: по

Талдомский район, с. Ново-Никольское, ул. Центральная д. 44

Телефон: 8 496 207-78-25


Настоятель:

игумен Савва (Мохов)

Престольный праздник:

Вознесения Христова

История храма

В 1627 г. в селе Новом на реке Дубне стояла «без пения» деревянная церковь, «вверх шатром». В 1715 г. при деревянной Никольской церкви служили священник Фокий Артемонов с сыном дьячком Василием. Село Ново-Никольское в то время называлось селом Новым. И одна половина села была за князем Никитой Леонтьевым сыном Шеховским, а другая — за князем Фомой Ивановым сыном Квашниным. Затем селом владели Загряжские, Коркординовы, Артемон Матвеев, Волынские, Дмитриевы-Мамоновы, Голицыны, Трубецкие.

В 1827 г. на месте стоявшей деревянной церкви построили каменную. В 1831 г. она значилась, как Никольская. В 1836 г. — как Вознесенская, имеющая два престола. В середине XIX в. в церкви во имя Вознесения Господня были уже два придела: во имя святителя Николая и святых апостолов Петра и Павла. Прихожан мужского пола насчитывалось 815 человек. При церкви служли: священник, диакон, дьячок, пономарь.

В 1931 г. храм закрыли, после чего помещение использовалось под склад. К концу 1980-х гг. от церкви сохранились только стены.

Вновь приход образовался в 1991 г. В это время богослужения проводились в стоящем рядом с церковью деревянном доме и велось восстановление здания церкви.

В храме имеется чтимая Иверская икона Божией Матери, писаная в конце XIX в. на Святой Горе Афон, и частица святых мощей святителя Иннокентия Московского.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Богоявленский храм (Большое Семеновское)

Размещено: по

Талдомский район, с. Большое Семеновское

Телефон: 8 916 477-72-44


Настоятель:

иерей Владимир Федоров

Престольный праздник:

Богоявления Господня (19 января)

История храма

Богоявленский храм расположен среди домов старинного села, называемого местными жителями Большим или Святым Семеновским. Главная улица села вытянута к югу, где протекает река Дубна.

История храма началась в 1700 году, когда в селе была освящена новопостроенная церковь Семиона Столпника, заказчиком которой являлся Семен Собакин. В клировой ведомости 1796 года написано, что выстроенная деревянная церковь в 1773 году сгорела и была построена новая, тоже деревянная. В 1839 году на месте деревянного храма был возведен большой каменный храм с тремя престолами. В ноябре 1844 года были освящены два малых престола – один во имя Святителя Николая Чудотворца, другой – во имя Преподобного Семиона Столпника.

Главный престол храма освящен во имя Богоявления Господня в 1854 году.

До 1917 года село Святое Семеновское относилось к Калязинскому уезду Тверской губернии, Семеновской волости. После 1917 года территория Калязменского уезда претерпела ряд изменений, была значительно уменьшена. Из нескольких волостей уезда был образован Ленинский уезд Московской губернии (ныне Талдомский район Московской области), на территории которого и оказалось село Святое Семеновское, переименованное в село Большое-Семеновское.

Первым приходским священником каменного храма был Михаил Елпатьевский, участвовавший в освящении двух пределов.

Из священно-церковных служителей дольше всего служили представители рода Колеровых. Первый представитель этой династии – Захар Колеров был определен в храм понамарем. В 1846 году после упокоения Захара Колерова, пономарем стал его сын Ксенофонт, который в 1900 году был рукоположен в сан диакона и направлен на служение в Богоявленский храм в село Святое Семеновское. Сын Ксенофонта Захаровича – Федор в 1912 году был назначен настоятелем Спасо-Преображенского храма в селе Кимры Тверской губернии. В 1929 году была предпринята попытка властей закрыть Преображенский храм, что привело к стихийному протесту прихожан. Власти жестоко расправились с верующими. Протоиерей Федор Колеров и миряне Анатолий Бойков и Михаил Больдяков были расстреляны 29 ноября 1929 года. Протоиерей Федор Колеров причислен к лику святых.

В самый тяжелый период смуты, когда оскверняли и разрушали храмы, в село Б.Семеновское в Богоявленский храм был направлен священник Николай Пиганов. Отец Николай был не только хорошим пастырем и молитвенником о душах человеческих, но и отзывчивым и добрым человеком. Он постоянно помогал крестьянам в их многочисленных бедах и скорбях.

После о. Николая в храме Богоявления служил о. Степан. Он был скромным, мудрым человеком, большим утешителем в скорбях.

Более 30-ти лет прослужил настоятелем храма ветеран Великой Отечественной Войны протоиерей Петр Бахтин. Петр вырос в многодетной трудолюбивой семье на орловской земле, в селе Бородинка. Детство выпало на годы репрессий. По благословению своей матери и их духовника о.Севастьяна Карагандинского (ныне канонизированного в святого Севастьяна) Петр поступил в Московскую Духовную семинарию. Через 2 года был арестован и отправлен в Пермские лагеря за то, что стал верующим христианином и сдал свой парт. билет. Пять лет лагерей не смогли сломать его твердого духа и решимости служить Богу. Освободившись, Петр Сергеевич успешно закончил семинарию и принял священный сан. Вместе со своей матушкой Светланой батюшка воспитал троих сыновей, которые все стали священниками.

С 2003 года по настоящее время в Богоявленском храме служит его приемник священник Владимир (Федоров).

В период 1999 – 2000 гг. был изготовлен и установлен на колокольне храма большой колокол весом 300 кг. Установкой и изготовлением колокола занимались жители д. Остров Столяров Владимир Иванович и Кисляков Алексей Александрович. Средства на изготовление колокола пожертвовал Кисляков А.А. Отливку колокола по договору выполнил «НИИМЕТМАШ».

В восстановлении храма постоянно принимают активное участие правнук о. Николая Первый вице-президент коммерческого банка «Росэнергобанк» Пиганов Андрей Анатольевич, правнучка о. Николая Калинина Елена Константиновна и вице-президент Коммерческого банка «БТБ» Кисляков Алексей Александрович. При восстановлении главок приделов, крестов, шпиля колокольни оказали огромную помощь в приобретении строительных материалов на свои средства Советник Председателя Правления коммерческого банка «Росэнергобанк» Матвеев Алексей Юрьевич, Заместитель Председателя Правления коммерческого банка «Росэнергобанк» Боголюбский Михаил Андреевич, заместитель генерального директора ОАО «ГМК «Норильский никель» Костоев Дмитрий Русланович, заместитель генерального директора ОСАО «Россия» Прохоров Алексей Федорович, директор ИП «Стройбаза» г. Талдом Катков Владимир Юрьевич, финансовый директор ЗАО «ГЛАГОЛЕВО-18» Сочельников Виктор Викторович. Также активное участие в восстановлении колокольни храма, изготовлении проектно–технической документации, приобретении строительных материалов на свои средства принимает генеральный директор ООО «УМ-77» Корнеев Андрей Николаевич.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Благовещенский храм (Станки)

Размещено: по

Талдомский р-н, дер. Старая Хотча

Телефон: 8 926 374-93-58


Настоятель:

иерей Дионисий Махов

Престольный праздник:

Благовещение Пресвятой Богородицы 7 апреля.,
правый предел – св.Георгий Победоносец 6 мая,
левый предел – свт.Николай Чудотворец 22 мая и 19 декабря.

13 октября день памяти мч. Матфея Соловьева, служившего псаломщиком в этом храме.

История храма

На первый взгляд, кажется, что название деревни Станки возникло в советский период, но как оказалось, упоминание об этой деревне имеется в справочнике «Тверская губерния. Список населённых мест. По сведениям 1859 года».

В материалах же сайта http://alaz.moy.su/ – «Талдомские хроники» говорится: «Деревня расположилась на берегу реки Хотча, и весною вешняя вода доходила до усадеб. Да и поля заливались водою, отчего и обработка задерживалась.

В 1859 году деревня состояла из 31 двора (267 жителей). На другом берегу реки издавна располагался Георгиевский погост…

Крестьяне д. Станки занимались башмачничеством и сельским хозяйством. Скот пасли по пару и по болотам. 1868 год выдался с “Божьей карой”: пало пять голов мелкого скота, червь поел лен, град попортил яровые посевы. Тогда в Станках жило 235 человек».


Самое раннее упоминание о существовании этой церкви в материалах Тверского областного государственного архива Тверской духовной консистории, датируется 1796 годом.

Об этом свидетельствует прошение от 1796 года прихожан церкви в Георгиевском погосте, что на реке Хотча в котором они просили консисторию о разрешении им постройки в этом погосте вместо существующей деревянной церкви каменной.

В этом прошении указывалось, что деревянная церковь была построена в 1736 году, однако из других источников следует, что церковь в этом погосте существовала уже веком ранее.

Священник Лев Крылов в книге «Материалы для истории церкви и монастырей г. Калязина и сел Калязинского уезда», изучая старые Дмитровские писцовые книги, отмечал, что в такой книге по новому летоисчислению – за 1627 – 1629 годы записано: «Погост на реке на Хотче, а на погосте церковь Георгия страстотерпца древена клецки, а в церкви образы и книги, и ризы, строение мирское».

Как видно из документов Тверской консистории, продолжительность существования деревянной церкви в условиях Калязинского уезда в среднем составляло от 60 до 80 лет.

Из указанного выше следует, что последняя деревянная церковь в этом погосте к моменту освещения новой каменной стояла 70 лет и можно предположить, что предшествовавшая ей была построена где-то в 1670 – 1680 годы, а отмеченная в писцовой книге у Крылова – в первой трети 18 века. Следовательно, каменная церковь была в этом погосте уже четвертой.

В конце 18 века перед прихожанами встала задача о постройке нового церковного здания.

В своем прошении в марте 1796 года они писали Тверскому архиепископу о своем желании построить рядом со старой деревянной новую каменную церковь, но уже во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. С одним приделом великомученика Георгия т.е. храм в погосте менял свое наименование, оставляя старое в названии придела. Новая церковь была освящена 26 ноября 1807 года протоиереем Тверского собора Иоанном Алексеевым. Старая же деревянная церковь стояла на погосте до 1812 года, когда прихожане погоста Никольского, что в сельцах Калязинского уезда просили разрешить им разобрать эту ветхую церковь и использовать при обжиге кирпича для кладки новой колокольни при действующей в погосте церкви, что им и было разрешено.

В сведениях «О прихожанах церкви» прежде всего, отмечается, что «в сельце Ермолино жительствует помещица коллежская советница Ольга Михайловна Салтыкова». Сельцо от церкви находится в 2-х верстах.

В Георгиевском приходе уже в 1796 году было 191 двор и 1506 прихожан. В 1855 году в приходе было уже 2911 человек. В частности в этот приход входила деревня Ермолино. В 1862 году в ней проживало 282 жителя в Ермолино находилась усадьба и дом Ольги Михайловны Салтыковой – матери М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Интерес представляет и другая версия освящения церкви св. Георгия по данным записей Салтыковых в календарях «Месяцесловах» – истории рода Салтыковых, записанных в виде ежегодных дневников.

Обустройство церкви св. Георгия Салтыковыми

Деревня Ермолино, являлась одним из имений Салтыковых. Окончательно эта усадьба была обустроена в начале 1850-х годов и стала любимой резиденцией Ольги Михайловны Салтыковой, матери будущего писателя.

В.П. Саватеев в своей книге «Летописи Салтыковской вотчины» на основе документов описывает вклад Ольги Михайловны Салтыковой в обустройство храма в д. Станки.

В 1836 году 25 ноября Ольга Михайловна отправляется из Спасского в Ермолино. На утро 26 ноября она ездила к Станкам (в двух верстах от Ермолина), в церковь святого Георгия, что на Хотче. В то первое посещение церковь на погосте была еще деревянная. Каменный храм при усердии Ольги Михайловны, был отстроен и освящен в сентябре 1853 г. в присутствии, кстати, Михаила Евграфовича, который был тогда отпущен на четыре месяца из Вятки.

Заключительный раздел записок, в «Месяцесловах» называется «Смерть бабушки» и является единственным свидетельством в литературе о последних днях Ольги Михайловны. Записи сделаны внучкой Ольги Михайловны – Ольгой Ильиничной Зубовой.

Он начинается с описания болезни и смерти О.М. Салтыковой в доме своего сына Ильи Евграфовича в Цедилове. Шел конец 1874 г. «…бабушка захворала еще в начале сентября, а сейчас был уже конец ноября. Захворала она у себя в Фоминском, но отец съездил к ней, как только узнал о ее болезни, и со всевозможными предосторожностями привез ее к нам за шестьдесят верст. У нас все-таки легче было иметь медицинскую помощь благодаря соседству уездного города».

«Погребение бабушки должно было состояться… в селе Егорье на Хотче, там, где под приходской церковью находился склеп», т.е. в Станках, на Егорьевском погосте, в двух верстах от Ермолина, а не в родовом Салтыковском имении Спасское. Далее О.И. Зубова пишет: «Ранним морозным утром 4 декабря 1874 года поставили гроб на запряженные тройкой дроги, и печальный поезд медленно тронулся в путь… Все шестьдесят верст мы продвигались почти шагом, останавливаясь у каждой находившейся на нашем пути церкви, где служили литии… Первую ночь мы ночуем в селе Спас-Угол… На следующую ночь, накануне погребения, гроб ставят в огромный холодный Ермолинский дом, в так называемую образную комнату…».

На третий день тело Ольги Михайловны из Ермолинского дома понесли на руках к церкви св. Георгия в Станках. «После обедни и отпевания бабушку опускают в склеп, который сейчас же и начинают заделывать…»

Как видно из записей, место захоронения О.М. Салтыковой указано предельно точно: в склепе под церковью св. Георгия, или Егорьевской, в Станках.

Последний приют Ольга Михайловна Салтыкова нашла в своем любимом приделе церкви св. Георгия на Хотче. Здесь же похоронен и наследник Ермолинской усадьбы Илья Евграфович Салтыков. В декабре 1891 г. сюда же было доставлено в свинцовом гробу тело дочери Ильи Евграфовича Елены Ильиничны (в замужестве Орловой) из-за границы, где она скончалась в 1889 г. в возрасте 22 лет.

Георгиевская церковь, по-видимому, не подвергалась существенным перестройкам в течение 19 века. По сведениям от местных жителей О.М. Салтыкова была погребена внутри храма у его северной стены.

В настоящее время северный и южный приделы церкви не сохранены, об их существовании напоминают только места крепления к стенам.

Судьба церкви в годы Советской власти

В эпоху тотальной борьбы с церковью храму св. Георгия в Станках была уготована печальная участь.

До войны в церкви был зерносклад, затем завод по переработке молока приблизительно до 1956 года. До 1970 года в церкви находился завод по переработке кормовой муки.

Склеп находился с северной стороны в церковном приделе. Склеп вскрыли после войны, т.к. здание было бесхозное, открытое и местные парни решили вскрыть, посмотреть на барыню. Когда вскрыли, то увидели, что гроб был свинцовым, залит спиртом. Гроб забрали, а труп сбросили в склеп.

За этот вандализм виновные были осуждены в Москве.

Не найти сейчас следа и захоронений Ольги Михайловны, Ильи Евграфовича, других их родственников. Дело в том, что некогда красивый Егорьевский храм – с голубыми звездами на куполах и строения вокруг него были приспособлены под заводики, склады, мастерские. Внутри церкви были установлены отопительные котлы с оборудованием, а территория заасфальтирована вплоть до самых стен церкви, возле которых были и другие захоронения.

Материал по истории храма Святого Георгия на Хотче
подготовлен для сайта «Русские церкви»
учителем географии средней школы № 3 г. Талдом Московской области
Диких Натальей Александровной

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Воскресенский храм (Старая Хотча)

Размещено: по

Талдомский р-н, дер. Старая Хотча

Телефон: 8 926 374-93-58


Настоятель:

иерей Дионисий Махов

Престольный праздник:

Воскресения Христова,
летний правый – Казанской иконы Божией Матери 21 июля и 4 ноября,
летний левый – преп.Сергия Радонежского 18 июля и 8 октября и преп. Макария Калязинского 30 марта и 8 июня,
зимний правый – свт. Николая Чудотворца 22 мая и 19 декабря,
зимний левый – блгв. Александра Невского 12 сентября и 6 декабря.
Совершается служба и на обновление храма Воскресения Христова в Иерусалиме 26 сентября.

История храма

В Кашинской переписной книге за 1628-1630 гг. в пустоши Хотча числится церковь во имя святителя Николая «древяна верх шатров». В 1739 г. в селе Хотча указана уже церковь в честь Вознесения Господня. В 1796 г. поминаются два близко расположенных села Хотча. В первом из них — Никольская церковь деревянная, во втором — церковь Воскресения с приделом в честь Казанской иконы Божией Матери, каменная, постройки 1774 г. В приходе 126 дворов и 1009 жителей.

Существующая ныне церковь была построена в 1828 г. По-видимому, Никольскую церковь при этом упразднили, что подтверждается существованием Никольского престола в храме 1828 г. В это время село Хотча принадлежало майорше Вельяминовой-Зерновой и поручику Брехову.

В приходе было 2733 человека. Обширная церковь имела пять престолов: Главный в честь обновление храмя Воскресения Христова, боковые Казанской иконы Божией Матери, во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Макария Калязинского, а в зимнем храме в честь святителя Николая и святого благоверного князя Александра Невского.

Закрыли храм в 1930-х гг. Во время войны разрушились своды трапезной. В 1960-х гг. над трапезной сделано шиферное покрытие, и до 1980-х гг. церковь использовалась под колхозный склад минеральных удобрений и молокозавод.

Здание сильно повреждено. Утрачены своды трапезной, главка ротонды, возможно, утрачены четыре боковых главы. Сильно поврежден декор фасадов. В конце XIX в. два верхних яруса колокольни обшиты листами железа. Возвращена верующим в 1997.

С 2000 г. настоятель иерей Алексей Крылов.
С 2008г. настоятель иерей Дионисий Махов.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Богоявленский храм (Глебово)

Размещено: по

Талдомский р-н, дер. Глебово

Телефон: 8 49620 6-14-56, 8 926 374-93-58


Настоятель:

иерей Дионисий Махов

Престольный праздник:

Богоявления Господня (19 января)

История храма

В Кашинской переписной книге за 1678 год указано «за окольничим Петром Ивановичем Матюшкиным село Глебово». Упоминание Глебово как села, говорит о том, что здесь уже был храм. В клировой ведомости 1796 года в селе Глебово отмечается церковь Богоявления, дере­вянная, построенная в 1703 году, видимо вместо сгоревшего старого храма.

Первые сведения о причте и прихожанах церкви относятся к 30-годам XVIII века. Из дела Тверской консистории следует, что 22 августа 1737 года прихожане Глебовской Богоявленской церкви били челом императрице Анне Иоанновне В челобитной говорилось, что в их селе священник церкви Иван Васильев умер 7 марта 1737 года, а священника всё это время нет «и церковь Божия стоит без пения и в приходских мирских тре­бах немалые нужды» и предлагали сделать священником дьячка этой церкви Якова Андреева. В прошении отмечалось, что приход церкви состоял из двух дворов помещичьих и 50 дворов крестьянских.

Из описи церкви за 1755 год видно, что священником в ней значится Иван Яковлев. Дьячком в церкви продолжал служить Яков Андреев, а пономарём Степан Яковлев. Священник Иван Яковлев скончался в июле 1756 года. При церкви прихожан было 52 двора (см. там же: дело 865, л.1).

В этом же деле имеется прошение епископу тверскому Вениамину от прихожан-помещиков этой церкви, сообщавших, что после умершего священника осталась семья в 14 человек детей и внучат, а потому они просили о производстве в священники сына умершего Ивана Яковлева Петра Иванова, которому исполнилось 27 лет. Действительно, 24 апреля 1757 года указанный Пётр Иванов получил ставленную грамоту на священническое место в этой церкви (см. в этом же деле).

Однако через некоторое время в Тверскую консисторию стали поступать жалобы на пьянство и недостойное поведение священника. Консистория решила, чтобы Иванов «впредь таковых же народу соблазнов не чинил», отоб­рать у него ставленную грамоту и послать в монастырь в тяжкую работу на год», а затем на год определить к какой-либо церкви дьячком. «И ежели он, Пётр, будучи в монастыре и при церкви дьячком, окажет житие честное и священному чину незазорное», то разрешить ему священнослужение и определить к другой церкви. Священник был послан на исправление в Дмитровский монастырь города Кашина, а в 1767 года был на полгода направлен на служение священником в церковь села Квашонки (л. 56)

В том же 1767 году сельские старосты помещиков в прошении епископу писали о том, что так как священник Пётр Иванов, 35 лет возрасту, по указу Синода отрешён от церкви, то они просили поставить на его место дьякона из церкви села Белгородка Арсения Иванова – «человека доброго». В это время приход церкви села Глебово составлял 65 дворов.
Из документов начала XVIII видно, что Арсений Иванов («не бывший в школах») был поставлен священником этой церкви и оставался им до своей смерти в возрасте 72-х лет 10 августа 1805 года, т.е. являлся священником на протяжении 37 лет (!) в этом селе. В деле сохранилась подлинная «ставленная грамота» данная ему 1 февраля 1767 года из консистории.

В октябре 1805 года в консисторию поступило прошение прихожан церкви села Глебово, которые на место умер­шего священника хотели дьякона церкви села Яринского Калязинского уезда Петра Фотиева, получившего «одобрение» прихожан церкви. В нём указывалось, что в 1804 г. при церкви было 79 приходских дворов, в которых жили 333 душ мужского пола. Однако Пётр Фотиев не был утверждён епископом священником церкви – «за родство с пономарём этой церкви Парфением Васильевым.

В марте 1806 года прихожане церкви села Глебово вновь направи­ли прошение, в котором просили произвести в священники уже диакона церкви села Каюрово Корчевского уезда Василия Семёнова. Новый кандидат в священники родом был из села Талдома – сын местного пономаря Семёна Иванова, кото­рый в это время уже служил таковым в погосте Троицком, что в Березниках. Новому кандидату было 28 лет, с 13 до 25 лет он учился (с 1791 по 1803 гг.) в Тверской семинарии. В дьячки он был произведен в июне 1805 года. Прошение было удовлетворено.

За время служения священником Василия Симеонова (Семёнова) сохранилось два описания церкви села Глебово за 1820 и 1830 годы. Отмечалось, что церковь Богоявления Господня и её колокольня оставались деревянными, приделов в ней не появилось. Причт состоял из трёх служителей. Священником все эти годы оставался Василий Симеонов Троицкий (добавлена фамилия в последней описи. Дьячком был Парфений Васильев, а стал Пётр Леонтьев Тверецкий, который учился в Кашинском уездном училище, но был исключён из низшего отделения его и определён на это место в 1825 году. Пономарём вместо Симеона Матвеева с 1830 года стал Василий Стефанов Троицкий, после его ис­ключения из Бежецкого уездного училища.

26 июля 1835 года архиепископу Григорий подаёт прошение окончивший богословский курс тверской семинарии Илья Андреев Новосё­лов, в котором он писал, что узнал от прихожан села Глебово Калязинского уезда, что по нежеланию ими священником в своей церкви Василия Семёнова, место священника бу­дет праздно, которое он бы и хотел занять. В это время дьячком церкви был Пётр Леонтьев, пономарём Семён Васильев. Место священника было праздно, так как бывший Василий Семёнов «за разныя его притязательности прихожанам» был отрешён епархиальным начальством вовсе от глебовского прихода «и унижен на год в причетническую должность». Новоселову же в это время было 24 года и он лишь вышел из семинарии (л.4).

26 июля архиепископ Григорий даёт Новосёлову «Вид» на надле­жащее производство его на просимое место с дозволением ему вступить в брак «с беспрепятственным женским лицом духовного звания». К 22 сентября 1835 года Илья Новосёлов был венчан с девицей Натальей дочерью диакона. После чего кандидат в священники был отправлен в Москву, где епископ Дионисий сначала рукоположил его в дьяконы, а во священники он был рукоположен Исидором епископом Дмитровским 20 октября 1835 года. Из последующего рапорта Новосёлова видно, что 17 ноября 1835 года он начал служение в Глебовском храме.

В 1848 году прихожане Глебовской церкви выступили с просьбой о разрешении им начать сбор средств и строительство вместо старой деревянной церкви новой кирпичной.

В августе 1851 года священником в церкви села Глебово был определен Иоанн Косьмин (Иван Кузьмин) Казанский, уже в сентябре этого же года подавший в консисторию прошение о сдаче им только что полученного места по старости (ему было 52 года). Священник просил разрешения сдать ему своё место в Глебовской церкви кому-либо из студентов, который взял бы в замужество его дочь.

Консистория разрешила Казанскому сдать место в церкви села Глебово студенту, который возьмёт его дочь в жёны. В октябре этого же года священник сообщал, что он уволен от места этого, а на это место желает поступить кончивший семинарию студент Илья Белгородский, которого желают и прихожане села Глебово, о чём писал и Белгородский в консис­торию. Очень интересно, что в деле о его назначении в Глебовскую церковь имеется «Одобрение» этому новому кандидату в священники помещицы Ольги Михайловны Салтыковой.

11 ноября 1851 года Илья Белгородский был повенчан с дочерью отца Иоанна, а 26 ноября рукоположен во священника, получив назначение в церковь села Глебова. Можно предполагать, что он прослужил в этой церкви лет 13-14.

Примерно в 1865 году священником этой церкви стал Михаил Белгородский, который в 1884 году в своём про­шении архиепископу Тверское упоминает о том, что он прослужил священником этой церкви в течение 18-19. В этом деле также говорится, что новая каменная церковь построена и освящена в 1856 году с каменною же колокольнею. Старая деревянная была разобрана в 1860 году. Причта при церкви полагалось теперь по штату лишь настоятель и псаломщик. Приходских дворов было 205, в которых 695 мужских и 876 женских душ.

Из описи церкви, составленной в том же 1884 году, следует, что фактически строительство трёхпрестольного храма продолжалось с начала 50-х годов по 1876 год. Первым был освящен придел правой стороны церкви в честь Почаевской иконы Божией матери, затем в 1856 году – придел левой стороны в честь Пророка Илии, и лишь в 1873 году настоящая церковь в честь Богоявления Господня, а колокольня закончена в 1876 году.

Архивные материалы о данной церкви, ее приходе и причте за конец XIX и начало XX вв. не найдены.

В музее, созданном при храме Архангела Михаила города Талдома имеются некоторые древние документы о глебовском храме.

В храме находится местно чтимые образы Божией Матери «Скоропослушница», «Отрада и Утешение» и Иверская икона, присланные с Афона в 1888 г, из которых наиболее чтится образ «Скоропослушницы».

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Александро-Невский храм (Вербилки)

Размещено: по

пос. Вербилки, Талдомский район, ул. Войлокова, д. 3

Телефон: 8 495 994-95-80

verbilki.prihod.ru


Настоятель:

протоиерей Андрей Крутяков

Престольный праздник:

блгв. кн. Александра Невского (6 декабря, 12 сентября)

История храма

До 1911 года православного храма в Вербилках не было. Православные жители Вербилок являлись прихожанами Вознесенской церкви в селе Новом (ныне Ново-Никольское).

В 1911 году стали строить православную церковь в Вербилках. Ее строили по просьбе рабочих на народные пожертвования. Церковь начали строить в очень красивом месте. Церковь была довольно большая, деревянная, по словам очевидцев, очень красивая, бело-голубая, светлая.

В 1931 году церковь закрыли. В ней было решено устроить детский сад. Сняли кресты, разобрали купол, сделали солидную пристройку со стороны паперти. Зимой 1958 года детский сад переехал в новое здание, а в этом разместился санаторий-профилакторий для ослабленных детей. Но прежде был сделан небольшой ремонт. Разобрали алтарь и с этой стороны выстроили закрытые веранды-спальни. Внешний вид здания полностью изменился. Если до этого в нем еще узнавалась церковь, то теперь оно превратилось в обычное длинное помещение. Капитальный ремонт, начатый в конце 80-х годов, еще больше изменил внешний и внутренний вид здания. Перекрыли крышу, исчезла ее сферичность, сделали кирпичную пристройку. Но церковь все-таки осталась на прежнем месте. В плане она занимает то же положение. Остались те же стены, сохранились те же окна с наличниками.

В ноябре 1996 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия в Вербилках вновь был открыт православный приход, которому 1 апреля 1997 года передали здание бывшей церкви. И на праздник Пасхи состоялась первая служба во вновь открытой церкви. В ремонте нуждалось буквально всё: полы, стены, кровля, водопровод. Просторная внутренняя часть храма была поделена перегородками на комнаты и коридоры, отсутствовал купол, не было алтаря.

После этого в течение 20 лет велось восстановление храма и налаживание приходской жизни. Долгие годы храм ремонтировался, приводился в порядок. Появлялись добрые люди, в меру своих сил помогавшие в этой работе. В 2017 году 20-летний период жизни прихода завершился полным восстановлением храма.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Преображенский храм (Запрудня)

Размещено: по

Талдомский р-н, пос. Запрудня, ул. Первомайская, д. 121а

Телефон: 8 496 203-50-40

e-mail: zaprudnya-hram@yandex.ru

преображенскийхрам.рф


Настоятель:

протоиерей Павел Мурзич

Престольный праздник:

Преображения Господня (19 августа)

История храма

1627 г. По данным писцовых книг Дмитровского уезда, в 1627 году в селе Гари (ныне п. Запрудня) имелось «место церковное», где была церковь Воскресения, здесь же находились дворы церковнослужителей – попа Мартына Ильина, дьячка Ивашки Прокофьева и пономаря Ивашки Федорова. Вероятно, служба в сельской церкви была прекращена незадолго до этого. По сведениям 1685 и 1686 годов, в селе Гари – «церковь Воскресения Христова деревянная ветха, службы нет, кладбище кругом 90 сажен, место попово, пономарево пусты».

1629 г. В 1629 году упоминается деревянная Преображенская церковь на погосте села Гари и относящаяся к нему церковная пустошь Якушева на речке Кульме (Кунье). Уже в начале XVIII столетия тогдашними владельцами села А.И. и В.Ф. Леонтьевыми здесь была построена новая деревянная церковь. В 1715 году упоминается «погост на Мошках, а на погосте церковь деревянная во имя Преображения Господня; при церкви во дворе поп Петр Дмитриев, у него сын дьякон Федор, во дворе дьячок» …

Позже на месте деревянной церкви вырос каменный храм, где были освящены приделы в честь Преображения Господня, Богоявления и Покрова.

1933 г. Столетия храм окормлял своим служением окрестную паству, пока пришедшие к власти большевики в 1933 году его не закрыли. Последний настоятель, священник Владимир Сперанский, несмотря на закрытие храма, продолжал служение, проповедовал по праздникам, принимал прихожан на дому. Мудрые проповеди, твердая гражданская позиция не могли не раздражать власть, и в августе 1937 года под надуманным предлогом о. Владимир был арестован, 19 октября тройка НКВД по Московской области по ст. 58-10 УК РСФСР приговорила его к расстрелу за «контрреволюционную агитацию». 21 октября 1937 года приговор привели в исполнение на полигоне Бутово под Москвой. Погребен в безвестной общей могиле. Владимир Сперанский причислен к лику святых Новомучеников Российских постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Закрытый храм медленно разрушался, а в 1950-м году разобран полностью. Камни из фундамента были перевезены в деревню Танино для строительства первого кирпичного коровника, стены уничтожены.

1993 год. Более шестидесяти лет не звучал над Запрудней колокольный звон, прихожане ездили в Орудьево, Жуковку, Дмитров.

Лишь в начале девяностых годов прошлого века поселковая общественность заговорила о необходимости возрождения храма, была воссоздана православная община. Церковная община была создана 3 июля 1993 года. Первой старостой была Немировская Мария Ивановна.

В полуразрушенной избушке был открыт храм Преображения Господня. Уже тогда износ этого здания составлял 100 %. Его долго приводили в порядок: ломали перегородки, отгородили алтарь, оформили временный иконостас. Денег не было, все для богослужения приносили из дома: кто полотенца, кто коврик, кто утюг, кто лампочки, кто светильники, кто тюль и шторы, кто тарелки под освящение хлебов и другую утварь, вместо подсвечников — картонные коробки, в которые насыпали песок и ставили, зажигая, свечи… Все это было ничто, по сравнению с той радостью, что у нас теперь есть свой Храм!

1995 год. Первое общественное богослужение (водосвятный молебен), в день престольного праздника Преображения Господня, было совершено 19 августа 1995 года, а 28 октября 1995 года — поминовение усопших в Дмитриевскую родительскую субботу — совершил настоятель Вознесенского храма села Ново-Никольское иерей Александр Макаров. На первых порах в новом здании проводились лишь молебны, а после окончания ремонтных работ начались регулярные службы.

Первая литургия в обустроенном под временный храм, жилом доме была совершена священником Александром Семеновым, настоятелем Ратминского храма города Дубны, 19 декабря 1995 года. Народ пришел, люди скучали по церкви. Начиная с конца декабря 1995 года, после своего назначения настоятелем, стал служить о. Александр Макаров.

С приходом батюшки общине стало легче, теперь все заботы о приходе он взял на свои плечи: было кому помочь и у кого спросить совета, он направлял всех. В бывшей 2-й школе (ныне Запрудненская гимназия) отец Александр вел духовные занятия, ребятам это было очень интересно. Образовался даже духовный класс, чьи выпускники и по сей день трудятся во благо родного храма.

При храме, была организована воскресная школа для детей, занятия вел отец Александр, также проводились занятия по азам иконописи, под руководством Валентина Петровича Морозова. Дети всегда очень любили исповедоваться у батюшки, бегом бежали, любя называя «мой батюшка Александр». Воскресная школа работает по сей день.

Здание, в котором ютился храм, по праздникам уже не вмещал всех пришедших на службу, пожилым прихожанам трудно выстаивать многочасовые службы в тесном и душном помещении. Большому поселку нужен большой и светлый храм.

В 1995 году православной общине в живописном месте – в центре Запрудни, на берегу поселкового водоема – выделили землю. На месте, где должен был вырасти храм, был заложен памятный камень. Архитекторы сделали проект

фасада храма, но начать строительство так и не удалось, денег у общины не было. Срок аренды истек, землю передали другому застройщику.

Настоятель храма Преображения Господня протоиерей Александр (Макаров) в поисках инвесторов обошел немало кабинетов чиновников. В итоге были оформлены документы на участок земли, прилегающий к зданию, где сейчас располагается храм.

2003 год. В 2003 году заложен фундамент будущего храма. Проект нового храма создан по проекту старого, разрушенного в середине ХХ века.

2010-2016 гг.:

6 ноября 2010 года строительство храма было возобновлено.

7 апреля 2011 года были освящены кресты на куполах храма.

В 2012 году на день Святой Троицы состоялась первое богослужение во вновь построенном каменном храме.

В четверг Светлой седмицы 2015 года освящено и установлено 6 колоколов.

Строительство храма завершено к началу 2016 года.

2021 год. Проведен капитальный ремонт храма. Полностью выполнены наружные и внутренние ремонтные работы. Выполнена облицовка гранитом цоколя и лестниц, установлены перилла. Установлены новые двери и батареи, заменены окна. Ряд икон были отреставрированы и обрели новые киоты. В храме появился бак для святой воды. У икон зажглись огоньки в новых лампадах, заменена храмовая утварь.

2022 год. 22 января 2022 года на 67 году жизни отошел ко Господу первый настоятель вновь созданного храма протоиерей Александр Макаров.

Согласно указу Епископа Фомы протоиерей Павел Мурзич временно назначен настоятелем.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Храм свв. Жен-Мироносиц (Гусенки)

Размещено: по

Талдомский район, д. Гусёнки, территория пансионата “Санател”

Телефон: 8 903 687-26-80


Настоятель:

иерей Роман Волощенко

Престольный праздник:

свв. Жен-Мироносиц, 2-ое воскресенье после Пасхи

История храма

Строительство храма началось осенью 2010 года. 31 января 2011 года здание храма было увенчано куполом и крестом.

Нарядный шатровый храм построен в живописном уголке северного Подмосковья, на берегу реки Дубны, на территории экопоселка «Санател». Попечение о возведении храма принял на себя владелец экопоселка Сергей Иванович Четвертков.

Здание храма и землю, прилегающая к нему, устроитель храма передал в собственность Русской Православной Церкви, поэтому, несмотря на то, что храм находится на охраняемой территории строящегося поселка и санатория, доступ прихожан в него беспрепятственный.

Иконы выполнены замечательным мастером, художником-иконописцем Андреем Филипповым. За 30 лет своей творческой деятельности Андрей расписал свыше 45 храмов по всей России и на Украине. Особого внимания заслуживают богатые орнаменты, органично вписанные в храмовое пространство, подчеркивающие его архитектурное изящество и наполненные христианской символикой.

2 марта 2013 года по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма Святых Жен-мироносиц села Гусенки Талдомского района.

Это первый храм в Московской областной епархии, освященный во имя Святых Жен-мироносиц, и первый храм в Дубненско-Талдомском благочинии, строительство которого от закладки первого камня до Великого освящения заняло столь малое время — всего два с половиной года. За этот короткий срок было сделано все, что требуется для устроения дома Божия: возведены стены и установлен купол и крест, тщательно продумана, богословски выверена и с большим мастерством выполнена иконная роспись всего внутреннего пространства, на небольшой звоннице появился набор колоколов, заняли свои места изящный резной иконостас и оригинальный двухрядный хорос, приобретена вся потребная храмовая утварь, подсвечники, лампады, богослужебные книги и священные сосуды. И везде, начиная от выбора места для постройки, проекта здания, технических решений, использования первоклассных материалов и заканчивая подбором утвари видны внимание к каждой мелочи, большая забота и огромная любовь храмоздателей к делу рук своих, к славе и великолепию дома Божия.

Приписан к Сергиевскому храму в Зятьково.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Сергиевский храм (Зятьково)

Размещено: по

Талдомский район с.Зятьково

Телефон: 8 903 687-26-80


Настоятель:

иерей Роман Волощенко

Престольный праздник:

прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября)

Приделы:
иконы Божией Матери Казанская (4 ноября, 21 июля), Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)

История храма

В Кашинском переписном списке за 1628 г. значится «Воскресенского девичья монастыря, что на Москве в Кремле-городе, село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Архистратига Михаила древяна клецки». В 1770 г. была построена новая церковь во имя Архистратига Михаила с приделом во имя преподобного Сергия. В приходе 175 дворов, 1209 душ. Церковная земля еще принадлежала Воскресенскому девичью монастырю.

В 1855 г. по описи в селе уже имелись две церкви, одна — деревянная, не действующая, другая — каменная, с приходом 1929 душ. Каменная церковь построена в 1852 г., главный придел освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, два других — во имя преподобного Сергия Радонежского и Архистратига Михаила.

В годы гонений храм был один из немногих действующих храмов в округе. По данным НКВД, в 1944 г. на Пасху в этом храме молилось около 1500 человек.

В конце 1950-х гг. церковь все же закрыли, сломав крест на центральной главке. Крест другой главы упал в 1978 г. В храме устроили колхозный склад. Реставрационные работы до 1999 г. не проводились. Церковь упомянута в каталоге «Памятники архитектуры Московской области».

В 1991 г. организована православная община. При открытии церкви она зарегистрировалась как приход храма преподобного Сергия Радонежского.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния