Архивы

Часовня Илии Пророка при НПО им. Лавочкина (Химки)

Размещено: по

г. Химки, Ленинградское ш., 24, свободного доступа нет

Телефон: 8 495 572-75-33

e-mail: blag2003@yandex.ru

khimkihram.ru


Настоятель:

протоиерей Николай Косых

Престольный праздник:

Илии Пророка (2 августа)

История храма

К Петропавловскому храму приписана часовня Илии Пророка, расположенная на территории НПО им. С.А. Лавочкина города Химки. Ее возвели по инициативе администрации объединения и по желанию работников. Закладку здания в 2007 году совершил архиепископ Можайский Григорий. 8 декабря 2012 года освящение часовни провел епископ Балашихинский Николай.

Часовня окормляет сотрудников предприятия, каждую среду в ней читают акафист пророку Илии, в праздничные дни проходят молебны, в дни заупокойных поминовений служат панихиды. Свободного доступа на предприятие нет, поэтому основными посетителями богослужений являются его сотрудники.

Храмы Химкинского благочиния

Петропавловский храм (Химки)

Размещено: по

 г. Химки, Ленинский проспект, 31

Телефон: 8 495 572-75-33

e-mail: blag2003@yandex.ru

khimkihram.ru


Настоятель:

протоиерей Николай Косых

Престольный праздник:

св. апп. Петра и Павла (12 июля)

История храма

Село Петровское на реке Химки в ХVI веке носило название Козлово. Поэтому одно из поздних названий села — Петровское, Козловка тож.

Первое упоминание о деревянной Петропавловской церкви в Козлове встречается в Приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1670 год, когда вотчина принадлежала думному дворянину Прокофью Кузьмичу Елизарову. В апреле 1734 года было испрошено позволение Синодального казенного приказа о построении вместо ветхой церкви новой — во имя Святых апостолов Петра и Павла. Благословенная грамота на строительство новой деревянной церкви была дана архиепископом Ростовским и Ярославским Иоакимом в мае 1734 года.

Новый храм возвели в течение месяца, и уже 14 июня 1734 года князь И.Я. Лобанов-Ростовский просил дозволения освятить его на старом антиминсе (указ об освящении выдан протопопу Большого Успенского собора 27 июня 1734 года).

После Отечественной войны 1812 года помещица села Петровского (Козлово) Московской округи княжна Варвара Николаевна Долгорукова просила в марте 1815 года архиепископа Московского Августина (Виноградского) «в доме ее устроить домовую церковь Покрова Пресвятой Богородицы». Домовый Покровский храм был освящен 29 ноября 1815 года. Таким образом, в селе Петровское (Козлово) в 1815–1821 годах существовало две церкви: холодная приходская церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла и теплая господская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

После покупки имения Апухтиными сразу возник вопрос о существовании в их господском доме храма Покрова Пресвятой Богородицы, так как по законам церковь должна быть упразднена, а антиминс передан благочинным епархиальному начальству в Чудов монастырь. В январе 1821 года Г.П. Апухтин обращается с письмом к митрополиту Серафиму (Глаголевскому) с просьбой разрешить «в селе Петровском, Козловка тож, построить вместо обветшавшей деревянной церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла новый каменный храм с колокольней по прилагаемому плану и фасаду, располагая построить оный на том же самом месте, где ныне находится деревянная приходская церковь». На время построения нового храма Апухтины просили «не упразднять служение в Покровской домовой церкви».

Митрополит Серафим в резолюции просил Консисторию «дело господина коллежского советника Апухтина решить немедленно». По определению Консистории, одобренному викарным архиереем Афанасием Дмитровским, господину Апухтину было разрешено построить вместо деревянной каменную церковь на том же месте.

Однако, несмотря на благожелательную резолюцию митрополита Серафима и обещания Апухтиных решить проблему содержания причта, новый митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) отменил определение Консистории, «покуда об отводе земли будет надлежащее сведение». В сентябре 1821 года Апухтины докладывают митрополиту Филарету о необходимости «в связи с приближением осеннего времени и подготовленным кирпичом в количестве 400 000 штук приступить к строительству храма в Петровском, предварительно сломав деревянную церковь». В январе 1822 года митрополит Филарет подписал проект (план и фасад) каменной церкви в селе Петровском, Козловка тож.

Храмозданная грамота была выдана управляющему имением Апухтиных в селе Петровском,
Козловка тож, К.А. Полетаеву 14 июня 1822 года. В это же время (26 июня) был выдан план на церковную землю настоятелю Петропавловской церкви отцу Павлу Яковлеву для хранения этого документа в церковной ризнице. Строительство каменного храма Апухтины начали еще весной 1822 года, а деревянный Петропавловский храм был разобран осенью 1821 года. С 18 августа 1822 года указом Консистории священник Василий Русинов состоял настоятелем новой каменной Петропавловской церкви в селе Петровском, Козловка тож.

Каменная церковь в имении Апухтиных строилась почти семь лет и была закончена и освящена в 1829 году. В архивных документах не сохранилось упоминание о причинах столь долгого строительства и того факта, что не была возведена каменная колокольня, а колокола были повешены на столбах около церкви. В 1847 году помещица села Петровского, вдова действительного статского советника Екатерина Григорьевна Апухтина, просила митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разрешить при Петропавловской церкви «устроить каменную колокольню по прилагаемому при сем плану, фасаду и смете». 28 января 1848 года отдел Четвертого округа путей сообщения и публичных зданий рассмотрел проект колокольни и нашел его составленным правильно, сообщил, что «работы по сему проекту могут быть допущены».

По клировой ведомости от 1849 года о Петропавловской церкви есть следующие сведения: построена в 1829 году тщанием помещика Г.П. Апухтина, «зданием каменная двухэтажная, крыта железом, крепка, с таковою же, построенной в 1849 году, колокольней, утварью достаточна, причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь. Приписана уничтоженная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Старбееве».

В конце ХIХ – начале ХХ века Петропавловская церковь села Петровское (Петровское-Лобаново, Козловка) находилась в седьмом благочинническом округе Московского уезда Московской епархии. Настоятелем церкви с 1896 года был окончивший Московскую духовную семинарию отец Николай Докучаев. В 1901 году он основал церковноприходское училище села Петровское. С 1911 года назначен помощником благочинного, а с 1913-го – благочинным седьмого округа.

После революционных событий октября 1917 года и декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Ульяновским волостным совдепом была принята опись имущества Петропавловской церкви. Общее приходское собрание в 1918 году вынесло постановление «о сохранении церкви как самостоятельной единицы». Здание церковноприходской школы было отобрано по декрету, также была ликвидирована богадельня при церкви.

В составе причта в 1923 году состояли: священник, диакон, псаломщик и просфорня. Приписана была деревянная Старбеевская церковь. Настоятель храма отец Николай Докучаев указом Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году был удостоен сана протоиерея. Кроме него, причт церкви состоял из диакона Василия Дмитрова (с 1913 года), псаломщика В.В. Фивейского (с 1917 года). С 1918 года церковным старостой был Петр Васильевич Тихомиров.

В советское время храм был закрыт до конца 1991 года. Точная дата закрытия церкви неизвестна. В конце 1991 года храм частично был передан православному приходу, а в январе 1992 года наконец возобновились богослужения.
В советское время в здании храма располагались различные организации, последней из них было ДОСААФ (сейчас УСЦ РОСТО), которое до сих пор не освободило часть здания.

Известно, что настоятелями в Петропавловском храме служили:

С 1666 по 1680 год – священник Даниил Сидоров.

С 1703 по 1710 год – священник Афанасий Иванов.

В 1715 году – священник Федор Григорьев.

В 1821 году – священник Павел Яковлев.

С 1822 года – священник Василий Русинов.

С 1896 года – протоиерей Николай Докучаев.

После 1929 года – архимандрит Гавриил (Яцик).

Точная дата закрытия храма неизвестна. Предположительно это произошло накануне Великой Отечественной войны, поскольку известно, что во время войны в храме изготавливали бутылки с зажигательной смесью «коктейль Молотова» для защиты города Москвы. Жители Химок с 1946 года просили руководство города сохранить храм как историческую и культурную ценность и устроить в нем библиотеку. Но было принято решение передать здание храма в пользу народно-хозяйственных построек. В результате эксплуатации мыловаренного производства, а затем в 1950-х годах литейно-алюминиевого цеха были повреждены и уничтожены все росписи стен. В результате пожара в 1952 году у церкви обвалился купол.

В конце 1991 года церковь была частично передана православному приходу, а в январе 1992 года возобновились богослужения. В советское время в здании храма располагались различные организации, последней из них было ДОСААФ (сейчас УСЦ РОСТО). Сторонние организации полностью покинули территорию храма в 2004 году.

В настоящее время завершена роспись стен, которая соответствует эпохе постройки. В процессе восстановления были сооружены два придела, объединенных общей галереей. Один из них освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а другой во имя преподобномученика Гавриила (Яцика). По благословению Управляющего Московской епархией установлено общее празднование Новомучеников церковного округа в третье воскресенье сентября каждого года. В храме находится их соборный образ.

12 июля 2011 года состоялось Великое освящение Петропавловского храма. Его совершил архиепископ Можайский Григорий.

К Петропавловскому храму приписана часовня Илии Пророка, расположенная на территории НПО им. С.А. Лавочкина города Химки. Ее возвели по инициативе администрации объединения и по желанию работников. Закладку здания в 2007 году совершил архиепископ Можайский Григорий. 8 декабря 2012 года освящение часовни провел епископ Балашихинский Николай.

Часовня окормляет сотрудников предприятия, каждую среду в ней читают акафист пророку Илии, в праздничные дни проходят молебны, в дни заупокойных поминовений служат панихиды. Свободного доступа на предприятие нет, поэтому основными посетителями богослужений являются его сотрудники.

Храмы Химкинского благочиния