Архивы

Спасский храм (Павельцево)

Размещено: по

г. Долгопрудный, мкрн. Павельцево, ул. Гагарина, д. 22

Телефон: 8 495 408-91-80

e-mail: pavelcevo@mail.ru

paveltsevo.cerkov.ru


Настоятель:

протоиерей Алексий Кириллов

Престольный праздник:

Спаса Нерукотворного (29 августа), в честь священномученика Александра (Соколова) (17 февраля)

История храма

Павельцево, или как оно раньше называлось по церкви, Спасским, вместе с лежащими рядом поселениями Траханеево, Козадавлево, Успенское, Ивакино некогда составляли древнюю родовую вотчину дворян Траханиотовых.
Род Траханиотовых берет свое начало в далекой Греции. В 1473 году два представителя этой древней греческой династии – братья бояре Дмитрий и Юрий Мануиловичи пришли на Русь в сопровождающей свадебной свите царевны Софии Палеолог на ее бракосочетание с Великим князем Иваном Третьим. Приглянулись Великому князю греческие братья. Пожаловал он их и отставил при себе «служить».
А уже через несколько лет, в 1506 году Юрий Траханиотов был известен как печатник при Великом князе Василии Ивановиче. Исправно служили великокняжескому двору Юрий и его сын Василий Траханиотовы, за что последний получил в награду от царя и Великого князя Всея Руси вотчину на реке Клязьма в Московском уезде. Таким образом, Василий Юрьевич Траханиотов, боярин при русском царском дворе, и стал первым владельцем Павельцева с его окрестностями.
Чуть позже, в 1585 году, у этих пожалованных земель уже значились другие хозяева – Иван и Никифор, дети Василия Траханиотова.
Первое же письменное свидетельство о Павельцеве, как населенном пункте, содержится в Писцовых книгах 1623 года. По их описанию, деревня Павельцево (Большое тож) принадлежала в те годы дворянину Ивану Никифоровичу Траханиотову. Три ее крестьянских и три бобыльских двора с тремя человеками, словно маленькие черные точки, тогда терялись средь широких полей и перелесков, очерчивая дорогу, ведущую из Москвы. Дворы располагались на берегу ручья Безымянного, который непринужденно бежал по дну оврага, и в этом месте соединялся с прозрачными водами реки Клязьмы.
Деревня в то время была очень малочисленной, поэтому о строительстве здесь своего храма пока еще никто не задумывался. Ходили на Богослужения в близлежащий Никольский храм в селе Собакино.
Однако, в период «смутного времени», когда рвущиеся к Москве «литовские люди» буквально все крушили на своем пути, Собакино, равно как и Павельцево, подверглось сильному разорению.
Павельцево запустело. Разрушили и Никольскую святыню в Собакино. Восстановить, вернее, построить на этом же месте новую красивую деревянную Никольскую церковь стало возможным только спустя несколько лет, когда Собакино было передано от князя Юрия Яншевича его внуку – Ивану Мурзину, сыну Юсупова. С появлением новой церкви Собакино переименовали в Никольское, по названию храма.
Примерно, в эти же годы поменялся владелец и Павельцево. Оно переходит в руки Даниилы Ивановича Траханиотова. Постепенно восстанавливалась жизнь в вотчине Даниила Траханиотова. Но, что значит для православного человека, вотчина без храма! Поэтому в последнем десятилетии XVIII века сын Даниила Ивановича – Степан Данилович обратился в Патриарший Казенный Приказ с челобитной грамотой, где испрашивал разрешение на строительство в своем подмосковном владении храма.
10 октября 1695 года в ответ на его челобитную был дан Патриарший указ, которым велено ему, Степану Даниловичу, сыну Траханиотову, в «Московском уезде, в Манатьине, Быкове и Коровине стану, в вотчине его построить вновь церковь во имя Нерукотворного образа Спаса… и на попа с причетниками дани положить: по сказке человека его Ивашки Малова, с дворов: попова, дьячкова, просвирицына, с 11 крестьянских средних, да с церковной земли – Дьякову пустошь, находившуюся от той церкви в ближних местах, пашни 20 четвертей».
И уже к началу XVIII века в вотчине Траханиотовых на берегу Клязьмы появилась замечательная деревянная церковь, неподалеку от которой размещалась небольшая помещичья усадьба с хозяйственными постройками: скотным и конюшенными дворами. В самой усадьбе проживало девять человек. 11 крестьянских дворов находилось в ближайших деревнях Строево и Яковлево, а в них – сорок девять жителей.
Однако, недолго радовала Спасская церковь своих хозяев и прихожан. К 1713 году она уже стала ветхой, что значительно огорчало Степана Даниловича и, вскоре он задумал возвести здесь же, на погосте, на прежнем месте, новый каменный храм.
Казенный Патриарший Приказ, куда Степан Данилович вновь обратился с просьбой, но теперь о перестройке Спасского храма, одобрительно отнесся к его намерению и, 13 августа 1715 года протопоп Московского Большого Успенского собора отец Федор с братией уже совершил торжественное освещение новой каменной церкви во имя Всемилостливого Спаса с небольшим Покровским приделом.
Поднявшись над золотистым покровом окружающих полей и голубизной речных просторов, она придала Павельцеву не только некую индивидуальность, но и сделала эту местность еще более привлекательной.
А звон колоколов, разместившихся под куполом трехъярусной четырехгранной каменной колокольни, пристроенной к храму чуть позже, в 1719 году, силами двух крестьян села Рождественского Ярославского уезда – Клима Иванова и Романа Андреева, отныне стал слышен далеко за пределами Павельцева.
Примерно в таком состоянии Спасская церковь сохранялась и после Октябрьской революции.
В годину великих гонений на Русскую Православную Церковь земля русская обагрилась кровью мучеников за веру Христову. Настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево был тогда священномученик протоиерей Александр Соколов. Он родился 8 августа в селе Раменье Волоколамского уезда Московской губернии в семье священника Павла Соколова. В 1892 г. Александр окончил сельскую школу, в 1898 г. Волоколамское духовное училище, а в 1904 г. – Вифанскую Духовную семинарию. В 1905 г. Александр Павлович был рукоположен во диакона, а в 1907 году – во священника. Отец Александр служил в храмах Москвы и Московской области. В 1934 году протоиерей Александр был назначен настоятелем Спасской церкви в селе Павельцево Московской области. 26 января 1938 года власти арестовали отца Александра и он был заключен в Таганскую тюрьму в Москве. Один из лжесвидетелей показал на допросе что священник организовывал хождения с молебнами по селу Павельцево и другим селам, чем отвлекал колхозников от уборки урожая. 11 февраля 1938 года тройка НКВД приговорила его к расстрелу. Протоиерей Александр Соколов был расстрелян 17 февраля 1938 г. и погребен в безвестной могиле на полигоне Бутово под Москвой.
Пока был жив последний церковный староста – дедушка Никанор – сам храм и все, что было внутри него, находилось в сохранности. Когда же его не стало, святыня пришла в запустение.
В конце 30-х годов началось строительство канала Москва-Волга, недалеко от Павельцева. В этой связи изменилось очертание русла реки Клязмы, Воды Клязьмы устремились в канал, а, непосредственно близ Павельцева образовался затон, где построили пристань.
Павельцево своими постройками еще более вытянулось в северо-западном и юго-восточном направлении. Изменился облик села и его окрестностей. С лица земли исчезли старые пруды, усадебные постройки, дома священнослужителей. И лишь свидетельством далекого прошлого, в память о нем, здесь оставалось несколько сохранившихся старинных лип, некогда росших у барского дома, и одинокий, заброшенный Спасский храм.
В 70-е годы ХХ века в нем разместились производственные мастерские объединения «Росреставрация». В это время большим искажениям подвергся интерьер здания. В помещении храма были установлены два междуэтажные перекрытия. Арочные проемы, соединявшие трапезную с приделом, – заложены. В помещении установили тяжелые станки. Устроили литейное производство. В результате чего полы оказались залиты цементом, а храм разгорожен в три этажа.
Не сохранились иконостасы, первоначальная лестница на колокольню. Стены храма с каждым годом все больше трескались, разрушались. Дорогая и милая для многих святыня была поругана и осквернена.
В конце 80-х годов храм был реставрирован объединением «Росреставрация» под руководством архитектора Е.А.Резвина. В результате реставрации внешний облик храма восстановлен на конец XIX века. Но в деталях реставрационные работы были проведены не совсем грамотно. Снаружи, вместо первоначальной тонкой известковой обмазки стены здания покрыли толстым слоем цементной штукатурки, что значительно огрубило архитектурные формы. Был восстановлен в изначальных формах северный входной проем и белокаменные ступени, ведущие к нему. Что касается первоначальной полуциркульной арки, связывающей храм и трапезную, то на ее месте так и остался прорубленный почти во всю ширину трапезной прямоугольный проем, грубо укрепленный вверху рельсой. В результате западная стена дала серьезную трещину.
Лишь в 1990 году здание храма с прилегающей территорией было передано по решению Исполкома Долгопрудненского горсовета № 576 от 13.Х1.90 г. православной общине верующих, зарегистрированной священником Иоанном Тунгусовым.
С августа 1991 года началось восстановление храма, переданного Решением городского совета общине верующих. Настоятелем Спасского храма, по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Управляющего Московской епархией, был назначен протоиерей Алексий Кириллов. Он приложил немало физических и душевных сил, чтобы Спасская святыня была возрождена в первозданном виде.
Поначалу расчищали территорию, убирали мусор, наводили порядок и служили, молились. Люди приносили иконы, подсвечники, церковную утварь. Нашлись и жертвователи, дарители, благоукрасители. Верующая художница написала иконы для иконостаса в придел в честь Покрова Пресвятой Богородицы. Заново устроен и расписан центральный иконостас.
В храме спокойно, уютно для души. Как и ранее, Спасская святыня служит любимым пристанищем для сердец многих верующих людей. И чувствуешь себя здесь, среди былой старины, среди милой русской природы как-то особенно благостно, вдохновенно.
С первых же дней открытия в 1991 года Спасского храма, при нем действует воскресная школа для детей, в которой обучаются до 20 детей. Дети постигают основы православного вероучения, приучаются к литургической жизни прихода. Но главное то, что они научаются любить друг друга и прощать немощи и недостатки своим сверстникам. Храм духовно окормляет и дружит с детской студией «Улыбка», которая объединяет детей с различными психическими и физическими недостатками. Дети Воскресной школы совместно с Особенными детьми устраивают совместные праздники, разыгрывают спектакли и представления.
В 2000 году на территории храма был построен и распахнул свои двери Дом милосердия, в котором теперь находятся классные комнаты, гостиница для приезжающих издалека прихожан, библиотека, музыкальный кабинет и прекрасный домовой храм, посвященный одному из светлых христианских праздников — Рождеству Христову, освещенный в год 2000-летия Управляющим Московской епархией митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием. Этот дом является подарком храму от Акционерного общества Шереметьево-Карго к 2000-летию Крещения Руси.
В 2003 году в Неделю Всех святых в земле Российской просиявших совершилось событие, которого ждали и к которому готовились долгие годы. Храм был вновь освящен по благословению Управляющего Московской епархией митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия архиепископом Можайским Григорием, викарием Московской епархии. На торжествах присутствовали глава города Долгопрудный О.И. Троицкий множество духовенства и гостей.
В настоящее время храм живет своей приходской жизнью. Постоянно совершаются богослужения и церковные Таинства. При храме действует библиотека, в которой собрано уже более пяти тысяч книг. Настоятель и прихожане храма участвуют в социальной и общественной жизни города.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Покровский храм (Шереметьево)

Размещено: по

г. Долгопрудный, микрорайон Шереметьево, Октябрьская ул., 21

Телефон: 8 498 602-95-62

pokrov-svo.ru


Настоятель:

священник Николай Лузанов

Престольный праздник:

Покрова Божией Матери (14 октября)

История храма

Строительство Храма Покрова Божией Матери в мкр. Шереметьевский г. Долгопрудный было начато осенью 2004 года с благословения Высокопреосвященнейшего Ювеналия Митрополита Крутицкого и Коломенского.

Главный архитектор храма Вероника Викторовна Овчинникова во время поиска образного решения облика храма выбрала образцы церквей XII века. Это эпоха одного из высочайших взлетов древнерусского искусства. Но образцы владимиро-суздальской архитектуры этого периода имеют чрезвычайно богатый и сложный декор фасадов. Гораздо более сдержанными средствами решены фасадные убранства смоленских церквей XII века. Именно их декоративное решение и было взято за образец, начиная с общей композиции фасадов, шлемовидной формы главы, типа креста и кончая отдельными декоративными элементами — карнизными тягами, «ломбардскими» аркатурами, украшающими объемы барабана, алтаря и средних прясел стен четверика, вытянутой по вертикали формой оконный проемов. однако храм ни в коем случае не является копией какого-либо древнего сооружения. Его композиция самобытна.

Закладку храма произвел благочинный Химкинского церковного округа игумен Владимир (Денисов) в апреле 2005 года. Строящийся храм был приписан к Спасскому приходу с. Котово г. Долгопрудный. Строительные работы велись при активном участии и молитвенном руководстве настоятеля протоиерея Алексия Шурупова и ктитора С. И. Уголькова.

1 января 2008 года отец настоятель совершил первую Литургию.

После этого начались регулярные богослужения, совершаемые клириками Спасского прихода, и продолжались отделочные работы интерьера храма.

В 2011 году начали строить дом священника, в котором предполагалось разместить Воскресную школу.
11 марта 2013 года Указом Управляющего Московской Епархией Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием священник Николай Лузанов, клирик Преображенского храма г. Долгопрудный, назначен настоятелем Покровского храма, который стал седьмым приходом в Долгопрудненском благочинии. Начались непосредственные работы по подготовке храма к Великому освящению, которое состоялось на престольный праздник Покрова Божией Матери 14 октября 2013 года. Великое освящение совершил викарий Московской епархии архиепископ Можайский Григорий.

При храме действует Воскресная учебно-воспитательная группа. Дети изучают Закон Божий, Церковное певческое искусство, историю и изо творчество.

Покровский Храм тесно сотрудничает с Государственным Историческим музеем: приходской хор совместно с Камерным хором МФТИ (худ. руководитель матушка Александра Лузанова) периодически проводит благотворительные концерты в залах музея (в том числе в рамках акции «Ночь в музее»).

В начале 2015 года на «Всероссийском смотре-конкурсе проектов православных храмов XXI века» архитектор храма Вероника Викторовна Овчинникова с проектом нашего храма была награждена дипломом победителя.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Покровский храм (Долгопрудный)

Размещено: по

 г. Долгопрудный, ул. Заводская, д. 2

Телефон: 8 903 528-52-47

pokrov-mkk.ru


Настоятель:

протоиерей Александр Хуснутдинов

Престольный праздник:

Покрова Божией Матери (14 октября)

История храма

Храм-часовня в честь Покрова Божией Матери в Долгопрудном воздвигнут на территории Московского камнеобрабатывающего комбината (МКК). Инициатива строительства храма принадлежит бывшему начальнику отдела сбыта МКК Белюсевой Ф.А. Сотрудники комбината, избрав себе в покровительство Царицу Небесную, решили построить на своей территории храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы, под покровом Которой они трудятся уже многие годы.

6 мая 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Управляющий Московской епархией, заложил камень в основание строящегося храмового здания. В этом же году 14 октября, на праздник Покрова, был отслужен первый молебен. Ровно через год в престольный праздник в строящемся храме была впервые отслужена Божественная Литургия. После службы на храм был поднят золотой купол с крестом.

Затем строительство приостановилось и было возобновлено в 2007 году, когда настоятелем храма был назначен иерей Александр Хуснутдинов. Вторая Литургия была отслужена в день Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 2007 года. С этого дня богослужения в Покровском храме проходят постоянно.

Проект храма был заказан в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре. Архитектор диакон Георгий Савин создал проект шатрового типа в традициях русского православного каменного зодчества второй половины XVI века.

Православный храм, являясь образом мира, символичен в каждом своем элементе. Кубический объём храма символизирует земной мир, шатёр – восхождение к Небесному миру. Шатер — это символ лествицы, виденной св. праотцем Иаковом (Быт. 28:12). По учению св. Отцов, это видение было прообразом Богоматери, что отражают слова первого и наиболее известного акафиста «Взбранной Воеводе пбедительная» (Кондак 1), читаемого в празднование Похвалы Пресвятой Богородицы в пятую субботу Великого поста: «Радуйся, Лествице небесная, Еюже сниде Бог; радуйся Мосте, преводяй сущих от земли на небо» (Икос 2).

В 2008 году благочинный Долгопрудненского округа отец Андрей Хмызов освятил звонницу. На звоннице 8 колоколов, отлитых на пожертвование прихожан. Самые большие весят 270 и 140 кг.

Храм облицевали белым камнем, который был доставлен из Владимирской области. Изразцы заказывали в Экспоцентре и изготавливали в Андреевском монастыре. Мозаику создал клирик нашего храма диакон Димитрий Котов. Престол сделан из мрамора на МКК. Роспись храма за два с половиной месяца выполнили владимирские мастера школы Мстёры (Владимирская школа, которая находится недалеко от Палеха). Над внутренним обустройством храма трудились прихожане.

Великое освящение храма архиепископом Можайским Григорием совершилось 5 сентября 2012 года. После Божественной Литургии состоялось выступление финалистов конкурса колокольных звонов Долгопрудненского благочиния.

Возле храма построена церковная лавка. В 2014 году была сооружена детская площадка. В настоящее время в отдельном помещении остро нуждается воскресная школа. Фундамент здания заложен, но строительство станет возможным только после перенесения теплотрассы, проходящей по храмовой территории.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Храм иконы Божией Матери “Взыскание погибших” (Долгопрудный)

Размещено: по

г. Долгопрудный, Лихачевский пр-д, д. 13

Телефон: 8 498 698-70-87

E-mail: ierey_a.pikov@mail.ru

vziskanie.cerkov.ru


Настоятель:

священник Алексий Пиков

Престольный праздник:

иконы Божией Матери «Взыскание погибших» (18 февраля)

История храма

Храм был построен в 1997-1999 гг. рядом с центральным Долгопрудненским кладбищем. Имел статус храма-часовни и был приписан к храму Преподобного Сергия Радонежского, находящегося неподалеку. Весной 2014 г. указом управляющего Московской епархии Митрополита Ювеналия в храм был назначен настоятелем священник Алексий Пиков с откреплением общины от Сергиевского храма.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Храм в честь прп. Серафима Вырицкого (Долгопрудный)

Размещено: по

г. Долгопрудный, ул. Восточная 30

Телефон: 8 925 226-40-10

seraphim.site


Настоятель:

протоиерей Алексий Шурупов

Престольный праздник:

преп. Серафима Вырицкого – 3 апреля (21 марта ст.ст.).

История храма

Дата постройки: 2007 г.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Спасский храм (Котово)

Размещено: по

г. Долгопрудный, с. Котово, ул. Парковая, д. 1

Телефон: 8 495 408-20-33

e-mail: spaskotovo@yandex.ru

www.spaskotovo.ru/


Настоятель:

протоиерей Алексий Шурупов

Престольный праздник:

Спаса Нерукотворного (29 августа)

История храма

Первое документальное упоминание о местечке Котово относится к началу 17 века. Тогда оно называлось Курлыково (по другим источникам Курылково или Курилково) и в 1617 г. было продано дьяком И.В. Щелкановым князю Юрию Сулешеву.

К 1676 году становится имением боярина Ивана Борисовича Репнина, занимавшего в разные годы государственные посты: воевода в Могилеве, Полоцке, Новгороде, Белгороде, Смоленске, Тобольске. С 1679 г. стал ближним боярином (комнатным, приближенным к царю). Служил судьей в Поместном приказе, затем в приказе Казанского дворца, а в конце жизни – в Сибирском приказе. (Умер в 1697).

В 1684 году И.Б. Репнин построил в своей усадьбе каменную церковь во имя Спаса Нерукотворного образа с приделом в честь Преподобного отца Андрея Критского.
Церковь представляла собой небольшой одноглавый бесстолпный 2-х абсидный четверик, не скрытый сомкнутым сводом, с северным приделом, связанным с храмом обходной галереей, над северо-западным углом которым поднималась колокольня с островерхим шатром, украшенным 2-мя рядами слухов. Церковь имела 4-х скатное покрытие и была увенчана луковичной главкой на глухом барабане.

При А. И. Репнине в с. Спас-Котово в 1704 году значится церковь Нерукотворенного Спасове каменная, двор вотчинный, двор скотный и 17 дворов крестьянских.
Интересной особенностью храма был вид с востока: три апсиды при том, что внутри их две. Примерно по оси северной стены четверика выложена как бы ложная апсида. Может быть, это стремление придать какую-то симметрию (по древнейшим следам в первоначальном храме все было потрясающе асимметрично: даже Святые Двери в окружении диаконских кажутся непринужденно развернутыми из-за разной ширины межарочных стен. Видимо, у наших предков было иное понимание красоте и строгости архитектуры или за этим кроется более глубокий, теперь уже утерянный в веках, смысл.

Приобретя Спасское имение на реке Клязьме, Борис Григорьевич Юсупов в 1754 году обратил внимание на построенный при церкви Спаса Нерукотворного Образа «из давних лет» прежними села владельцами предел, который к тому времени не был освещён «поклажи церковной утвари и ризницы и в котором как престола, так и жертвенника… и признаков никаких церковных не имелось».К весне 1755 года были устроены престол и жертвенник, придел был украшен местными образами и иконостасом.В экономических примечаниях Московской губернии за 1766-1770 гг. в селе Спасском – Котове Воскресенского уезда значится «церковь каменная Спаса Нерукотворенного Образ, господский дом деревянный, сад с плодовитыми деревьями».

В 1760г. по плану генерального межевания земель России было произведено межевание села Спасского Котова и составлен его земельный план, сохранившийся в фонде Юсуповых, в ЦГАДА под церковью и кладбищем было занято девятьсот квадратных сажен земли (приблизительно 40 соток).
Теперь поверх могил проходит автотрасса. От кладбища осталось несколько поднятых из-под земли памятников.
Неподалёку от церкви стояли дома священника и дьячка.

В 1772 году в северном пределе Владимирской Божией Матери около левого клироса под полом был устроен склеп, в котором была погребена умершая дочь Ирины Михайловной Юсуповой, Анна Борисовна Протасова. С этого времени скромная усадебная церковь в селе Спасском – Котове превратилась в родовую усыпальницу князей Юсуповых.
В 1776 году И.М. Юсуповой был произведён ремонт церкви: вновь восстановлен иконостас во Владимирской приделе, исправлены местные образа, а также был поднят опустившийся пол и вымощен лещадью.

В 1788 году рядом с А. Б. Протасовой была погребена скончавшаяся княгиня И.М. Юсупова. Над прахом обеих были положены чугунные доски и поставлена мраморная урна.
Владельцем села стал князь Николай Борисович Юсупов (1751 – 1831), один из самых известных и богатых вельмож екатерининского века. Сам он доживал последние годы в Спасском, где и был похоронен. В книге А. С. Пушкина «Опровержение критики» есть такая статья: «Возвратясь из-под Арзрума, написал я послание к князю Юсупову… Это заставило вельможу звать меня по четвергам обедать…». 1830 год. В это время Николай Борисович Юсупов живет в Спасском-Котово.

При Николае Борисовиче Юсупове на рубеже XVIII – XIX веков усадьба Спасское-Котово переживала небывалый расцвет: была создана регулярная планировка с «прешпектовыми» аллеями, оранжереями, регулярными садами, копаными прудами. В селе был построен кирпичный завод.
В 1820 году в северо-западном углу четверика был пристроен склеп для П.П. Юсуповой, невестки Николая Борисовича.

К этому же времени надо отнести некоторые перестройки: из того же кирпича была устроена ниша для печи, заложено восточное окно южной стены, в которой также как и в южной стене колокольни пробит дымоход.

В 1831 году князь Н.Б. Юсупов скончался и был погребён за алтарём северного придела Владимирской Божией Матери. Через год над его могилой наследниками была выстроена часовня-усыпальница. Квадратная в плане палатка, с двумя крыльцами у входов с северной и южной сторон вплотную примыкала к апсиде северного придела. Тогда же, в 1832 году был произведен ремонт церкви: растесаны оконные проёмы, по-видимому, изменилась и их форма.

В 1849 году скончался Б.Н. Юсупов, затеявший поновление храма и был погребен в склепе рядом со своей супругой П.П. Юсуповой в северо-западной части четверика. Их останки почивают там и сейчас. Они были открыты при разборке полов и по служении панихиды с честью заложены той самой первоначальной литой плитой, на которой написано: «Со святыми упокой».

Важным моментом в строительной истории Спасской церкви явился 1850 год, когда при Н.Б. Юсупове был составлен проект нового южного придела во имя Св. Николая Чудотворца, значительно увеличившего церковное пространство. Сохранились проектные чертежи этой постройки, подписанные архитектором Василием Дрегаловым (возможно, крепостным Юсуповых), работавшим в это же время и на строительстве московских домов князя. Проект был утвержден Духовной Консисторией 4 мая 1850 года.
Облик нового придела был решен весьма тактично. В плане он составлял симметрию северному приделу и также устроен одноглавым. Только арочная форма окон отличает его от прежних построек, где они завершаются клинчатыми перемычками.

Новый придел был освящен в 1853 году во имя святителя Николая.Во второй половине XIX века храм, как и в прежние годы, оставался вотчинной, усадебной церковью владельцев села князей Юсуповых.

На плане усадьбы князя Юсупова, графа Сумарокова-Эльстон конца XIX – начала XX века под церковью и богадельней значится 1075 квадратных сажений, под постройками причта 1725 кв. сажений, под кладбищем 1006 саженей (приблизительно 7855 и 4581 кв. м). Понятно, что эта внушительная территория к 20 веку расширилась. Но в советское время кладбище было уничтожено и построена автодорога, от деревянной богадельни остались только фрагменты фундамента.

Иконостас храма описывается как состоящий из пяти ярусов, без колонн – возможно, это был первоначальный тябловый иконостас 17 века.
Последний строительный период относится к советскому времени и начинается активным разрушением после закрытия в 1934 году.
Помимо разграбления утвари, были уничтожены все главки, колокольня от яруса звона, декор окон. Многие двери превращены в окна, окна пробиты в проходы. Высота помещения разделена на 2 этажа деревянным перекрытием.

Все здание снаружи покрыто цементной штукатуркой, внутри окрашено масляной краской. Храм «утонул» в бетонной отмостке, местами заасфальтированной.
С трех сторон храм окружили утилитарного вида пристройки. С юга выстроено огромное двухэтажное здание, опирающееся прямо на стену Никольского придела.
Церковные помещения занимали поочередно спичечная, пуговичная фабрики.

Последним «оккупантом» до передачи здания в 1991 общине верующих оказалась областная типография.

В 1991 году настоятелем храма был назначен священник Алексей Шурупов. Типография уступила одну из своих комнат. Это был придел Владимирской Иконы Божией Матери. Первое богослужение в нем по промыслу Божиему было совершено 8 сентября 1991 года, в день иконы «Владимирская». Первое время службы проходили под шум типографских станков. С большой неохотой постепенно удалились и печатники, оставив нам требующий срочного реставрационного вмешательства храм (горожане, ежедневно проходившие мимо не могли даже предположить, что истинное назначение этих убогих промоченных стен быть «домом Божиим&raquo.

Единственным местом, подходящим для совершения служб был изуродованный Никольский придел. Затем стало возможным расширить служебное пространство в пристройку, созданную типографией.

За 4 года был опущен уровень земли до древнего основания храма и проведены необходимые реставрационные работы. К 96 году купола украсились золотыми Крестами, и восьмого же сентября, в день престольного праздника, колокола «вернули ему голос», а вскоре он украсился мозаиками, выполненными под руководством диакона Дмитрия Котова.

31 мая 1998 года Спасский храм освящал архиепископ Можайский Григорий и рукоположил во пресвитера диакона нашего прихода Александра Телешева. Через 2 года митрополит Ювеналий освятил Никольский придел.

С 2005 года начаты работы по стилизации гаражей, построенных в советский период. Их новый облик гармонирует со всем храмовым комплексом. Новое помещение стало домом причта, сюда же перевезли библиотеку.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Молельная комната свт. Луки Симферопольского (ЦКБ Долгопрудный)

Размещено: по

г. Долгопрудный, ул. Павлова, д.2

Храмы Долгопрудненского благочиния

Казанский храм (Долгопрудный, Старбеево)

Размещено: по

г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 19

Телефон: 8 498 698-70-36, 498 698-70-37, 926 710-57-34

e-mail: georg-hram@yandex.ru

georg-prihod.ru


Настоятель:

протоиерей Александр Суворкин

Престольный праздник:

иконы Божией Матери Казанская (21 июля, 4 ноября)

История храма

Дата постройки: 1997; освящен 4 декабря 2008 года.
В 1997 году протоиерей Владимир Симаков, который уже тогда страдал тяжелым онкологическим заболеванием, принял решение построить большой собор в честь Казанской иконы Божией Матери (архитектор – В.И.Ненароков). Увенчанный по замыслу авторов 33 куполами, по числу лет земной жизни Христа, устремленный в высоту более чем на 50 метров, вмещающий больше тысячи человек, Казанский храм радует каждого, кто удостоится видеть его, въезжая в Долгопрудный по Лихачевскому шоссе или проплывая мимо по каналу им. Москвы. 4 декабря 2008 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, храм в честь Казанской иконы Богоматери был освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в сослужении архиепископа Можайского Григория и епископа Серпуховского Романа, сонма духовенства и при большом стечении молящихся со всего Подмосковья.

Храмы Долгопрудненского благочиния

Троицкий храм (Долгопрудный, Старбеево)

Размещено: по

г. Долгопрудный, Лихачевский проспект, д. 19

Телефон: 8 498 698-70-36, 498 698-70-37, 926 710-57-34

e-mail: georg-hram@yandex.ru

georg-prihod.ru


Настоятель:

протоиерей Александр Суворкин

Престольный праздник:

Святой Троицы

История храма

Дата постройки: 1990; освящен 25 октября 2015 года.

Храмы Долгопрудненского благочиния