Архивы

Петропавловский храм (Марфино)

Размещено: по

Мытищинский район, с. Марфино, ул. Санаторная, 69

Телефон: 8 495 577-83-70

prihod-marfino.ru


Настоятель:

священник Вячеслав Сенин

Престольный праздник:

Святых Первоверховных апостолов Петра и Павла (12 июля)

История храма

В середине 16 столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при царе Иване Грозном воеводой. Трудно сказать, что представляло собой Марфино при нем, так как не сохранилось ни одного памятника архитектуры того времени. Известно лишь о существовании деревянной церкви, упоминаемой в исторических трудах В. и Г. Холмогоровых: «… в селе исстари существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы…»

В августе 1989 года приход в Марфино вновь начал свою церковную жизнь. С 10 августа 1989 года стали совершать водосвятные молебны, панихиды и требы, а с передачей храма Рождества Богородицы с 21 сентября 1989 года начали регулярно совершать Божественные Литургии. Настоятелем Марфинского прихода с самого его открытия был назначен иеромонах Паисий (Маркин). 14 октября 1990 года верующим прихода была передана зимняя церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. На праздник Архистратига Божия Михаила, 21 ноября 1993 года, с архипастырским визитом Марфино посетил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В настоящее время храм Петра и Павла восстановлен, на приходе существует воскресная школа. Приход осуществляет миссионерскую деятельность среди жителей села Марфино и ближайших к нему населенных пунктов.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Рождества Богородицы (Марфино)

Размещено: по

Мытищинский район, с. Марфино, ул. Санаторная, 4а

Телефон: 8 495 577-83-70

prihod-marfino.ru


Настоятель:

священник Вячеслав Сенин

Престольный праздник:

Рождества Богородицы (21 сентября)

История храма

В середине 16 столетия в красивом месте, на высоком берегу речки Уча находились владения боярина Василия Петровича Головина, служившего при царе Иване Грозном воеводой. Трудно сказать, что представляло собой Марфино при нем, так как не сохранилось ни одного памятника архитектуры того времени. Известно лишь о существовании деревянной церкви, упоминаемой в исторических трудах В. и Г. Холмогоровых: «… в селе исстари существовала деревянная церковь во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения Пресвятой Богородицы…»

В 16 веке Марфино часто меняло своих владельцев. Холмогоровы сообщают также, что уже в 1585 году село Марфино принадлежало дьяку Василию Яковлевичу Щелканову – дипломату, крупному государственному деятелю. Указывается, что церковь «стояла без пения». В. Я. Щелкунов выстроил здесь новую деревянную церковь.  В начале 17 века. Марфиным снова владели Головины, которые в 1650 году продали его думному дьяку, начальнику Разрядного (военного – Н. К.) Приказа Семену Заборовскому. При нем в Марфине значились две деревянные церкви. В 1698 году Марфино приобретает воспитатель Петра I, впоследствии его сподвижник – князь Борис Алексеевич Голицын, и с этого времени наступает новый период в жизни усадьбы. Скромное для Голицына Марфино не соответствовало его вкусам и требованиям, и он возводит здесь новые хоромы, разбивает парк на «французский манер», а в 1701 году начинается строительство каменной церкви Рождества Богородицы, по которой село Марфино и усадьба были переименованы в Богородское.

Рождественская церковь сохранилась до наших дней. Она построена по проекту талантливого крепостного зодчего Владимира Ивановича Белозерова. Основываясь на лучших традициях отечественной архитектуры, используя навыки, приобретенные в период обучения во Франции, Белозеров создал храм, отличающийся стройностью и благородством пропорций.

Сложенное из большемерского кирпича здание поставлено на высокий цоколь, облицованный профилированными белокаменными блоками. Центрическое, крестообразное в плане, с закругленными углами алтарной части, оно увенчано высоким световым барабаном, перекрытым куполом, несущим небольшую главку. Постройка весьма оригинальна для московского зодчества 18 века. Если в общей композиции и отдельных деталях можно найти отголоски архитектуры московского барокко.

Необычно и интересно решено Белозеровым внутреннее пространство храма. В центре по кругу он поставил четыре  монументальных пилона, поддерживающих световой барабан, которые не имеют аналогий. Пилоны не только усиливают центральный характер сооружения, но и насыщают пространство церкви архитектурной пластикой, придают интерьеру особую выразительность. Подобное выделение подкупольного пространства – уникальное явление в истории русского зодчества. В противовес привычному, «распахнутому» интерьеру храма здесь налицо его камерность, «закрытость».

Б. А. Голицын остался недоволен постройкой, так как пилоны заметно уменьшили внутреннее пространство церкви, и приказал высечь розгами крепостного архитектора. Сердце немолодого уже зодчего не выдержало, и под ударами он скончался. Белозеров похоронен недалеко от церкви. Сохранилась надгробная плита с надписью: «1708 год ноября в 30 день на память святого и всех верного апостола Андрея Первозванного представились раб Божий человек боярина и князя Бориса Алексеевича сына Голицына человек его Владимир Иванович сын Белозерова. Жил 50 лет».

В 1714 году после смерти Б. А. Голицына Марфино перешло к его младшему сыну Сергию, который в 1729 году продал его Салтыковым. Среди сохранившихся до наших дней зданий, построенных при И. П. Салтыкове, – зимняя церковь, возведенная в 1777 году, принадлежащая к редкому для конца 18 столетия типу церкви «под звоном». Небольшая, стоящая недалеко от церкви Рождества Богородицы, она отличается гармонией масс и не имеет декоративных излишеств. Центральную ее часть составляет двухсветлый ротондальный объем с небольшими выступами алтаря и притвора. Венчает ротонду восьмигранный, перекрытый куполом барабан, служивший помещением для колоколов. Боковые входы в храм выделены ризалитами. Интерьер этой церкви также выполнен в стиле классицизма. Хорошо сохранились восемь спаренных дорических колонн, над которыми расположены хоры, огражденные точеным балясником. Росписи стен утрачены.

Богослужения в приходе Марфино прекратились в 1937 году из-за скоропостижной смерти ее последнего настоятеля – священника Павла Восторгова. Храмы были закрыты, разграблены, разорены и осквернены. В разное время их использовали как конюшни, мастерские, склады, а во время войны в них расположился госпиталь для раненных и штаб.

В августе 1989 года приход в Марфино вновь начал свою церковную жизнь. С 10 августа 1989 года стали совершать водосвятные молебны, панихиды и требы, а с передачей храма Рождества Богородицы с 21 сентября 1989 года начали регулярно совершать Божественные Литургии. Настоятелем Марфинского прихода с самого его открытия был назначен иеромонах Паисий (Маркин). 14 октября 1990 года верующим прихода была передана зимняя церковь в честь первоверховных апостолов Петра и Павла. На праздник Архистратига Божия Михаила, 21 ноября 1993 года, с архипастырским визитом Марфино посетил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

В настоящее время храм Петра и Павла восстановлен, на приходе ни один год существует воскресная школа. В храме Рождества Богородицы на данный момент ведутся реставрационные работы. Приход осуществляет миссионерскую деятельность среди жителей села Марфино и ближайших к нему населенных пунктов.

Храмы Мытищинского благочиния

Христорождественский храм (Осташково)

Размещено: по

Мытищинский район, д. Осташково, 38

Телефон: 8 916 697 44 44

hram-ostashkovo.ru


Настоятель:

протоиерей Владимир Гамарис

Престольный праздник:

Рождества Христова (7 января)

История храма

Первое письменное упоминание о селе Осташково относится к началу XVII века. Тогда Осташково находилось во владении князей Черкасских. Их предок князь Инал был владетелем Кабарды. Поэтому в центральном малом щитке герба Черкасских изображена золотая держава на горностаевом поле, в первой четверти – черкес в княжеской шапке с копьем на белом коне, а во второй четверти – три серебряные звезды и скрещенные стрелы, а на них щит с полумесяцем, что свидетельствует о мусульманском происхождении этого рода. На Руси князья Черкасские приняли крещение и даже породнились с Рюриковичами: одна из княжон – Мария Темрюковна была второй женой царя Ивана Грозного.

Осташково принадлежало князю Ивану Борисовичу Черкасскому, двоюродному брату и ближнему боярину царя Михаила Федоровича Романова. Отец Ивана Борисовича приходился племянником кабардинскому князю Темрюку и был женат на Марфе Никитичне Романовой, тетке царя Михаила. В 1598 году князь Черкасский, тогда стольник, подписал соборное определение об избрании на царство Бориса Годунова. Однако, когда в 1599 году по приказу царя Бориса были схвачены Романовы, их родные, друзья и знакомые, среди них оказался и князь Черкасский. Причиной ареста послужило то, что в дом его отца был вхож Григорий Отрепьев, будущий Лжедмитрий I. Он от самого князя Ивана Борисовича «честь получал».

В 1601 году боярский приговор определил князю Черкасскому, единственному из всех обвиняемых, самую высшую меру наказания – ссылку в Сибирь. Его имущество отписали на государя. Но потом меру наказания смягчили и Сибирь заменили на Нижний Новгород, а потом и вовсе князя Черкасского вернули в Москву. В правление царя Василия Шуйского князь Черкасский вновь приблизился к престолу и стал кравчим. В 1610 году он командовал одним из полков и отличился в битве с поляками на реке Ходынке, а в 1611 году попал в плен к владимирцам, которые поддерживали польского королевича Владислава в его притязаниях на российский престол.

Избрание царем Михаила Федоровича Романова стало крутым поворотом в судьбе князя Черкасского. Вместе с И.Ф. Шереметевым и И.Н. Романовым он вошел в состав постоянного совета при государе и в 1613 году стал боярином. В 1618 году князь Иван Борисович был послан в Ярославль собирать ратных людей на помощь осажденной поляками Москве. Набранное им войско разбило отряды поляков в Ярославском, Устюжском и Белозерском уездах.

В дальнейшем князь Черкасский управлял Стрелецким, Иноземным, Рейтарским, Аптекарским, Казенного двора и Большой Казны приказами. Он постоянно находился при государе, сопровождал его на богомолья, присутствовал при приемах послов, участвовал в выборах царских невест. О степени его могущества, влияния и доверия царя говорит тот факт, что во время поездки Михаила на богомолье во Владимир князь Иван Борисович Черкасский «ведал Москву», то есть управлял столицей. Он был одним из самых богатых людей своего времени.

Его подмосковное владение – село Осташково никогда не было большим и многонаселенным, причем население его неуклонно сокращалось. Если в ХVII веке в селе имелось 14 дворов, то к концу ХVIII века их было всего 7, а в середине ХIX века и вовсе 6, в которых проживало 15 человек мужского пола и 24 – женского.

В 1617 году в Осташкове по распоряжению князя Черкасского была построена деревянная церковь Рождества Христова с приделом Николая Чудотворца. Видимо, она простояла недолго, так как 17 октября 1621 года Святейший Патриарх Филарет дал князю Ивану Борисовичу Черкасскому храмозданную грамоту на построение новой церкви в селе Осташково вместо сгоревшей. В Писцовой книге за 1623 год указано, что «в церкви образы и свечи, и книги, и на колокольнице колокола строенье боярина князя Ивана Борисовича Черкаскаго».

После смерти князя Ивана Борисовича в 1642 году за неимением прямых наследников все его состояние перешло к двоюродному брату, ближнему боярину и воеводе, князю Якову Куденетовичу Черкасскому. Ему же стало принадлежать и Осташково. Яков Куденетович был воеводой, одним из выдающихся полководцев царя Алексея Михайловича. Он много воевал с поляками, разбил войска гетманов Радзивилла и Гонсевского, взял столицу Литвы Вильно. После его смерти в 1666 году ему наследовал сын, князь Михаил Яковлевич Черкасский, ближний боярин, последний воевода Тобольска. При нем в 1699 году деревянная церковь Рождества Христова в Осташкове была заменена новой, кирпичной, которая сохранилась до наших дней. Предположительно ее строил крепостной архитектор Павел Потехин.

Род князей Черкасских прервался в начале ХIХ века. После смерти Михаила Яковлевича Черкасского в 1713 году село Осташково перешло к его сыну Алексею. Его дочь и единственная наследница княжна Варвара Алексеевна, фрейлина, а потом статс-дама была очень разборчивой невестой, ведь союза с ней многие искали из-за огромного состояния князей Черкасских. Варвара Алексеевна отвергла блестящего царедворца Карла Левенвольде, поэта и дипломата Антиоха Кантемира и в 33 года вышла замуж за владельца соседнего села Троицкого графа Петра Борисовича Шереметева. Этот брак соединил оба владения. В 1810 году в Осташкове были организованы мастерские по производству изделий из папье-маше и первые мастерские по изготовлению железных подносов с росписью и лаковым покрытием – промысла, получившего впоследствии мировую известность как Жостовская декоративная роспись.

При Шереметевых в осташковском храме были проведены первые восстановительные работы и переделки. Храм был расширен, окна и арки растесаны, отчего внутри стало светлее и просторнее. Были обновлены также иконостас, убранство и церковная утварь. Скромная трехъярусная колокольня в стиле ампир была построена в 1815 году по проекту К.С. Орденова, о чем сообщает надпись на закладной доске храма. Пятнадцать лет спустя был пристроен придел во имя Илии Пророка. Центральный иконостас храма был создан во второй половине XIX века. Большая часть его икон написана в Московской школе живописцев И.А. Соколова. В 1894 году церковь утеплили. Позднее жители села на свои пожертвования пристроили паперть и ризницу. В конце ХIХ века были сделаны незначительные пристройки и обновлена роспись в трапезной. Следы первоначального декоративного убранства скрыты штукатуркой, которой покрыли фасады в 1903 году. Предполагается, что первоначально храм был пятиглавым, а стены его центральной части и приделов завершались рядом кокошников. На главках сохранились ажурные кресты конца ХVII века. Центральный иконостас датируется второй половиной ХIХ века, а пристройки у колокольни и масляная роспись интерьера — началом ХХ века. В 1904 году были обновлены деревянная резьба, росписи и иконы. Работы производили резчики мастерской Е.П. Елисеева и живописец Б.Е. Немиров.

Храм в честь Рождества Христова в селе Осташково не миновали революционные и постреволюционные экспроприации. Изъятия ценностей производились неоднократно, но иконы не тронули, ограничившись золочеными ризами и окладами, и сам храм не закрывали. В нем, единственном храме земли Мытищинской, регулярно проводились богослужения. Во время войны священник Василий Гумилевский привечал сельских детей, по мере возможности кормил их, а во время бомбежек выходил на крыльцо и усердно молился, дабы уберечь церковь и село от снарядов. Осташковская церковь интересна как образец вотчинного храма. Даже поздние пристройки не портят его облик. Архитектура храма типична для посадских церквей ХVII века. Для вотчинного храма он довольно скромен, хотя назывался царским и имел венцы над главками (в силу родства князей Черкасских с Иваном Грозным и Михаилом Романовым). Основной объем храма состоит из бесстолпного, ныне одноглавого четверика с полукруглой апсидой. К западным углам его примыкают два одноглавых придела во имя Николая угодника и Ильи пророка, объединенных трапезной.

Ввиду того что церковь в Осташково не была закрыта и разорена в годы советской власти, в ней сохранилось большое количество икон ХVIII–ХIХ веков, заказанных специально для этого храма, а также подаренных прихожанами. Есть несколько семейных икон с ликами святых покровителей членов семьи. Такова семейная икона архистратига Михаила, святых Афанасия, Макария и Феодора. Федоровская икона Божией Матери была принесена в храм жителями Ульянкова после сильного пожара, когда выгорела почти вся деревня. Среди наиболее почитаемых – местная икона святого Харлампия. Ее при массовых эпидемиях носили по деревням. Интересна история иконы Николая угодника, которую некоторые прихожане называют Никола-Окопник. Во время войны осташковские женщины и дети рыли окопы и случайно наткнулись на деревянную доску. Когда ее очистили, то оказалось, что это икона Николая Чудотворца. По рассказам очевидцев, когда началась бомбежка и испуганные дети сбились в кучку, женщины взяли этот образ и пошли с ним по окопам. С этого дня немецкие самолеты перестали прилетать. Какое-то время икона находилась в окопах. Солдаты сделали из нее дверь в землянку образом вовнутрь и молились на него перед боем. Когда немцев отогнали от Москвы и линия боя переместилась к Западу, солдаты, покидая окопы, передали икону Николая Чудотворца осташковскому храму.

Осташковский храм был и остается красивейшим сооружением в окрестностях Мытищ. В нем гармонично слились черты разных архитектурных стилей, иконописи, стенной росписи, декоративного убранства. Выполненные с любовью и тщанием, разностилевые элементы не противоречат друг другу, а дополняют и обогащают друг друга. По осташковской церкви можно проследить, как развивалась русская церковная архитектура на протяжении четырех столетий. Мощные стены храма восходят к русско-византийскому стилю. Ампирная колокольня рядом с ними кажется особенно легкой и ажурной. Иконы, главного иконостаса, написанные в манере, характерной для XVIII века, обрамлены резными рамами под русскую старину. Стенные росписи начала XX века напоминают о сказочно-былинном стиле В.М. Васнецова. Рядом с ними – резные ограждения алтарей и скамьи начала XXI века, также напоминающие о былинной Руси. Все это сливается в единый художественно-исторический ансамбль и создает очень интересный и привлекательный образ старинного, но не устаревшего храма.

Ранее стоявшая находившаяся на берегу Клязьмы церковь после сооружения Клязьминского водохранилища стала хорошо смотреться с противоположного берега. Силуэт колокольни неоднократно использовался в жанровых сценах знаменитых жостовских подносов. С 1980 года храм Рождества Христова в селе Осташково охраняется государством как памятник архитектуры. олее полувека в осташковском храме отправлял службу протоиерей Алексей Кунгуров. Он родился в семье священника. За принадлежность к духовному сословию его родители были лишены гражданских прав. Семье, в которой было восемь детей, пришлось испытать много трудностей. И все же в 1946 году Алексей Кунгуров сознательно принял решение посвятить свою жизнь служению Господу. По окончании Московской Духовной семинарии он имел возможность остаться в Москве, но предпочел удел сельского батюшки.

Много трудов отец Алексей положил на поддержание осташковского храма Рождества Христова Благодаря его усилиям храм был реставрирован, вновь засияли позолотой купола, обновился иконостас, засверкали ризы на иконах. Отец Алексей является истинным пастырем, который своим служением снискал любовь и уважение прихожан и духовенства. Он собрал вокруг себя и воспитал единомышленников, многие из которых стали впоследствии священниками. В рамках празднования 2000-летия Рождества Христова отмечалось и 300-летие Осташковского храма Рождества Христова. На торжества по этому случаю в храм приезжал Высокопреосвященнейший Григорий архиепископ Можайский. В честь юбилея отца Алексея тогдашний благочинный Мытищинского церковного округа игумен Александр отслужил в храме Рождества Христова Божественную литургию и водосвятный молебен. По окончании богослужения он с амвона искренне поблагодарил отца Алексея за многолетнее подвижническое служение Господу и по поручению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия вручил ему грамоту и орден Святого Преподобного Сергия Радонежского III степени. Заслуги отца Алексея признаны и светской властью. В 1998 году он, единственный из всех священнослужителей Мытищинского церковного округа, был удостоен звания «Почетный гражданин Мытищинского района».

Ныне настоятелем осташковского храма Рождества Христова является священник Виталий Кулешов. Выпускник военного училища служил офицером в Кантемировской дивизии в Наро-Фоминске. Благодаря жене, которая занималась иконописной живописью, он пришел к вере и стал воцерковляться. Потом поступил в Коломенскую духовную семинарию. После рукоположения в сан священника в 2000-м году служил в Мытищах во Владимирском храме, в храме Воскресения на Волковском кладбище. С 2004 года служит в храме Рождества Христова в Осташково.

При храме открыта воскресная школа. В приходе создана творческая мастерская “Земстии”. Руками ее мастеров создается архитектурный комплекс храма Рождества Христова в селе Осташково. При въезде в село установлен деревянный крест. В той же сказочной васнецовской манере оформлены автобусная остановка и деревенский колодец. Осташковский храм это не только религиозное учреждение, это еще и памятник культуры и истории. Сюда часто приезжают экскурсанты. Тесные культурные связи у клира храма налажены с музеем-заповедником Останкино, также бывшим владением Шереметевых.

В приход осташковского храма Рождества Христова входят деревни Жостово, Сорокино, пансионат. К храму приписаны часовня Смоленской иконы Божией матери в Чиверево. Первая деревянная часовня здесь была построена в 1844 году. Впоследствии она сгорела и на ее месте в 1902 году по проекту епархиального архитектора Николая Николаевича Благовещенского была построена кирпичная часовня, где сейчас проводятся восстановительные работы.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (Пчелка)

Размещено: по

Мытищинский район, деревня Пчелка

Телефон: 8 909 995-30-48

e-mail: Roman.nikolaew@mail.ru

pchelka.cerkov.ru


Настоятель:

протоиерей Роман Николаев

Престольный праздник:

мцц. Веры, Надежды, Любови и матери их Софии (30 сентября)

История храма

Инициатором создания храма на Пчелке стала староста деревни Софья Максимовна Григорьева. В 2004 году жители д. Пчелка Мытищинского района обратились в администрацию с просьбой выделить земельный участок под строительство храма-часовни в честь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Стараниями внука Софьи Максимовны – Игоря Борисовича Суханова, был построен небольшой деревянный храм, который имел статус приписного к Богородицерождественской церкви с. Рождествено.

В 2014 году указом митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия храм стал самостоятельным приходом. В настоящее время ведутся строительные работы по расширению храма, строится колокольня. Богослужение совершается еженедельно.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Рождества Богородицы (Рождествено-Суворово)

Размещено: по

городской округ Мытищи, с. Рождествено-Суворово

Телефон: +7 909 995-30-48

e-mail: roman.nikolaew@mail.ru

суворовохрам.рф


Настоятель:

протоиерей Роман Николаев

Престольный праздник:

Рождества Богородицы (21 сентября)

История храма

2 сентября одна из старейших церквей Мытищинского района — церковь Рождества Богородицы в селе Рождествено-Суворово торжественно отмечала свой 310-летний юбилей. Праздничное богослужение возглавил архиепископ Можайский Григорий, который в сослужении благочинного Мытищинского округа протоиерея Димитрия Оловянникова, благочинного Истринского округа священника Димитрия Подорванова, а также мытищинского духовенства совершил великое освящение Богородицерождественской церкви. На богослужении присутствовали представители Мытищинской районной администрации и глава сельского поселения Федоскинское Е. А. Балакирев.

Храм Рождества Пресвятой Богородицы был построен князем Ф. Ю. Барятинским в 1697 г. и вошел во все архитектурные справочники. В 1773 г. имение приобрел князь Василий Иванович Суворов, отец великого полководца, который после своей смерти был похоронен в храме у южной стены. Храм был закрыт в 1933 г. и подлежал уничтожению, но чудом сохранился. Какое-то время в нем находились колхозные конюшни, а потом он стоял закрытый до тех пор, пока тщанием офтальмолога академика С. Н. Федорова и сотрудников ГУ МНТК «Микрохирургии глаза» не начались первые восстановительные работы. Их трудами стало возможным возродить приходскую жизнь в селе, которая возобновилась в 1989 г. После своей трагической гибели Святослав Федоров был похоронен неподалеку от храма.

Во время Божественной литургии состоялись священническая и диаконская хиротонии новых клириков Мытищинского благочиния.

По окончании Божественной литургии были вручены патриаршие награды настоятелю храма священнику Сергию Свистунову — орден преподобного Сергия Радонежского III степени, а также благотворителям, особо потрудившимся при возрождении храма: орденов святого благоверного князя Даниила Московского были удостоены Э. М. Сагалаев, В. М. Черва, Х. П. Тахчиди, а медалями были награждены: Р. А. Мамонтов, Д. Н. Королев, А. В. Солонцов, И. Е. Федорова, С. В. Спрыгин, В. Н. Михеев.

Митрополичьи благодарственные грамоты были вручены прихожанам храма, принимавшим активное участие в его возрождении.

По окончании богослужения архиепископ Григорий с собором духовенства совершили заупокойную литию у могилы С. Н. Федорова, а затем на площадке перед храмом Владыка архиепископ открыл начало праздничного концерта, обратившись к прихожанам со словами поздравления и пожеланием многих лет. Для гостей был предложен обед из полевой кухни, любезно предоставленной воинской частью № 51890, окормляемой Богородицерождественским приходом.

Во время праздника звучали взаимные поздравления с юбилеем любимого храма, который стал для этой местности духовным центром, объединяющим людей, ранее даже не знавших друг друга. Член Общественной палаты Российской Федерации Э. М. Сагалаев, много потрудившийся в деле восстановления храма Рождества Богородицы, выразил мысль о том, что, имея различные государственные награды, он самой дорогой считает орден Русской Православной Церкви, который вручил ему в столь знаменательный день Высокопреосвященнейший Владыка.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Пруссы)

Размещено: по

городской округ Мытищи, дер. Пруссы, ул. Центральная

Телефон: 8 903 619-02-11


Настоятель:

иерей Димитрий Кузнецов

Престольный праздник:

Рождества Богородицы (21 сентября)

История храма

В трех километрах от деревни Витенево, вниз по течению реки Учи, на высоком берегу располагалось село Пруссы. В 1619 году (эта дата самого позднего упоминания села) оно было пожаловано царем князю И.М. Катыреву-Ростовскаму. В нем имелись деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, двор вотчинника, в котором жили деловые люди, и четыре двора задворных людей. Шло время, менялись хозяева имения, но непременно каждый считал своим долгом благоукрасить, перестроить, обновить сельский храм. В начале девятнадцатого (1814 год) века церковь была уже каменной с тремя куполами и приделами в честь Флора и Лавра в стиле ампир. Известно, что последним владельцем этого имения был конфетный фабрикант Абрикосов, оставивший заметный вклад как благодетель в Мытищинской земле.

Революция изменила вековой уклад России, это коснулось и села Пруссы. Строительство канала имени Москвы перекроило, во многом, карту района, – большое кладбище рядом с храмом оказалось под водой, а сам храм был полностью разрушен. Можно назвать чудом, что место, на котором стояла церковь, не было застроено или осквернено, там все эти годы был пустырь. Только в 2005 году силами энтузиастов, верующих, были начаты работы по восстановлению разрушенного храма. Трудов еще придется положить много, но главное что снова на этой святой земле возноситься молитва Богу – Источнику нашего спасения.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм Рождества Пресвятой Богородицы (Степаньково)

Размещено: по

Мытищинский район, с. Степаньково, ул. Благовещенская

Телефон: 8 925 188-27-23

stepancovo.prihod.ru


Настоятель:

протоиерей Георгий Троицкий

Престольный праздник:

Рождества Богородицы (21 сентября)

История храма

Изучение истории поселений человека в этой местности позволяет говорить о довольно раннем освоении этих мест нашими православными предками. Так согласно писцовым книгам 1623 г. место это числится как «пустошь» и «церковное место» на речке Микулке в вотчине князя Ивана Михайловича Кутырева-Ростовского, на котором прежде находилась церковь Воскресения Христова с приделом Николая Чудотворца.

Время появления часовни в Степаньково с посвящением Рождеству  Богородицы пока установить не удалось. По свидетельству старожилов Степаньково, такая часовня просуществовала до сороковых годов двадцатого столетия. Очевидно, что название ее и построение ее связано с одноименной церковью в селе Прусы, владельцем которого традиционно был один хозяин, то есть владеющий землями обоих сел. Известно, что деревянная церковь в селе Прусы существовала в начале XVII века, а с 1814 года имела уже каменную кладку.

Д. Новосельцево в XVI в. имела деревянную церковь во имя преподобного Сергия Радонежского с Троицким приделом.

В д. Еремино долгое время стояла часовенка на месте существовавшей в XVI-XVIII вв. деревянной Казанской церкви. Сейчас нет и ее.

Летописная история храмов в Новосельцево, Степаньково и Еремино утеряна в водовороте нашей недавней истории. Но навечно сохраним мы память о страдальцах и мучениках – священнослужителях и благочестивых верующих нашего прихода – заключенных Дмитлага, замученных на строительстве канала им. Москвы. В новом храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы возносится молитва за души  строителей канала, принявших смерть в годы гонений.

Храмы Мытищинского благочиния

Благовещенский храм (Тайнинское)

Размещено: по

с. Тайнинское, Мытищинский район, ул. Центральная, 1

Телефон: 8 925 349-49-89

E-mail:  info@tayninskoye.ru

tayninskoye.ru


Настоятель:

Игумен Сергий (Агриков)

Престольный праздник:

Благовещения Пресвятой Богородицы (7 апреля)

История храма

В первой половине XVII в. в селе была деревянная церковь вместе с путевым дворцом. Первые сведения о ней относятся к 1628 г. В 1675 г. начато строительство каменного храма в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Сохранились описания первоначального убранства храма и предметов ризницы. Так, при постройке храма царь Федор Алексеевич велел сделать на Казенном дворе «к местным ко шти иконам одеяние камчатое, а середина отласу цветного; ризы камчатые, оплечье отласу цветного со всею службою; на престол одеяние камчатое, а середина отласу цветного; на жертвенник одеяние дорогильное, да срачицы исподния – киндячныя; на престол же покров, да на сосуды церковные покровы ж и воздухи – камчатые ж, со кресты, кружева золотнаго и серебрянаго; к царским дверям завес дорогильной; на стол сукна красного полукармазину два аршина, и отдать тоеж церкви попу Александру».

Храм, сохранивший свое устройство до нашего времени, состоит из трапезной с хорами, четверика и алтарной части. Алтарная часть состоит из трех апсид. Храм имеет пять глав, одну большую и четыре маленькие. Одной из главных достопримечательностей храма является его крыльцо, пожалуй, не имеющее аналогов в древнерусском каменном зодчестве: от его центральной площадки, перекрытой каменной «бочкой», две симметричные лестницы ведут на верхние площадки перед входами на хоры. Над верхними площадками возвышаются кирпичные шатры.

Специалисты указывают, что здесь, без сомнения, имеет место заимствование форм деревянного зодчества. В первоначальном виде храм имел богатые внешние украшения, не восстановленные вполне после современной реставрации. Вплоть до конца XVIII в. кресты храма были деревянными. Пол – дубовый и только в алтаре каменный. Колокольня, предположительно, размещалась в том же правом шатре, что и сейчас. В 1751 по указу императрицы Елизаветы Петровны в северной части трапезной был устроен, а в 1763 г. освящен придел св. и пр. Захарии и Елисаветы.

В 1812 г. храм разграбили французы, но вскоре его восстановили и освятили. В 1882 г. на средства благотворителей был устроен новый придел – в честь св. пророка Илии. Он помещается в южной части трапезной. Красота и оригинальность форм храма, богатство стенных украшений еще до революции обратили на себя внимание специалистов и любителей русского искусства[1].

В 1929 г. храм закрыли. Впоследствии в нем размещались клуб, хлебный магазин, общежитие, мясной цех, склад, фабрика игрушки, механо-сборочная мастерская.

В сентябре 1989 г. храм был возвращен православной общине Московского патриархата. Перед алтарем храма находится могила архимандрита Тихона, в схиме Пантелеимона (Агрикова). О. Тихон, бывший преподаватель Московской Духовной академии и насельник Троице-Сергиевой Лавры, православный подвижник, многие годы находившийся в затворе, известен как автор книг «У Троицы окрыленные», посвященной монахам Лавры, «Матерь Света» и других. Неподалеку от храма стоит памятник царю Николаю II, созданный в 1997 г. скульптором В.М. Клыковым.

Храмы Мытищинского благочиния

Храм вмч. Пантелеимона (Мытищи)

Размещено: по

г. Мытищи, ул. Коминтерна, 24-б

Телефон: 8 495 586-42-15

panteilhram.pravorg.ru


Настоятель:

священник Андрей Дрогонин

Престольный праздник:

вмч. Пантелеимона (9 августа)

История храма

Больничный храм во имя целителя и великомученика Пантелеимона был построен в Центральной районной больнице Мытищи по многочисленным просьбам медицинского персонала и больных, а также жителей окружающих микрорайонов. Первые работы по возведению церкви начались в августе 1998 г. под руководством настоятеля храма иеромонаха Евмения (Лагутина). 1 октября 2001 г. была отслужена первая Божественная литургия в уже построенном храме, а в июле 2002 г. на куполе засиял крест. В настоящее время богослужения проводятся регулярно. Священник храма окормляет болящих во всех отделениях больницы.

Храмы Мытищинского благочиния