Архивы

Троицкий храм (Турбичево)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Турбичево

Телефон: 8 910 429-11-05

e-mail: hram_turbichevo@mail.ru

turbichevo.cerkov.ru

www.turbichevo.ru


Настоятель:

протоиерей Владимир Корнеев

Престольный праздник:

Святой Троицы

История храма

Село Турбичево с начала XVI в. принадлежало Дмитровскому Борисоглебскому монастырю и было пожаловано ему кн.Юрием Ивановичем. В селе имелась деревянная церковь, освященная во имя Архангела Михаила.
Каменный храм во имя Святой Живоначальной Троицы с приделами Архистратига Михаила и пророка Илии возведен по благословению свт. Филарета, митрополита Московского, в 1848 г., но долгое время оставался недостроенным из-за нехватки средств. 1 июля 1873 года, в с.Турбичево, Дмитровского уезда, произошло торжественное освящение храма протоиереем И.Вениаминовым из московского Новодевичьего монастыря в сослужении местного благочинного, священника с.Говейново (соседнее село с Николо-Пешношским монастырем) Василия Беляевым. Первым настоятелем храма был иерей Алексий Вознесенский. Весомый вклад в строительство и благоустройство Храма внес московский купец и староста села Михаил Яковлевич Бучумов.
Даже в тяжелые времена богоборческой власти и Великой Отечественной войны храм не был закрыт на продолжительное время. С конца 20-х годов до середины 50-х настоятелем храма был протоирей Василий Цветков, которого сменил протоиерей Феодор Томашевич. В настоящее время настоятелем является протоиерей Владимир Корнеев.
Согласно Постановлению правительства № 84/9 от 15.03.2002 Троицкий Храм с.Турбичево является памятником архитектуры и объектом культурного наследия.

Храмы Рогачевского благочиния

Христорождественский храм (Рождествено)

Размещено: по

Дмитровский район, дер. Рождествено, д.13-б


Настоятель:

иерей Дионисий Хропот

Престольный праздник:

Рождества Христова (7 января)

История храма

Храм Рождества Христова был построен в XVI веке ориентировочно в 1500 годах. Храм был деревянным, описание его до наших дней не сохранилось.

В начале XVII века храм обветшал и обвалился, до XVIII века храм находился в разрушенном состоянии.

15 июля 1701 года по указу великого государя Петра I и по челобитной боярина Стрешнева Тихона Никитича, и монаха Тихона Макарского велено, в дерене Рождествено, на старом церковном месте вновь построить церковь во имя Рождества Христова каменную. Каменный Христорождественский храм был построен в 1701 — 1703 годах в стиле московского барокко.

14 октября 1703 года в храме Рождества Христова перехожая грамота выдана священнику Матвею Васильеву.

В описании храма Рождества Христова за 1719 год значится: «церковь каменная во имя Рождества Господа нашего Иисуса Христа, а в церкви в начале образ Рождества Христова, по другую сторону образ Казанской Пресвятой Богородицы, двери царские с коруною резные позолоченные, иконостасы резные позолоченные, на стенах церковных 21 икона, оклады серебряные позолоченные, на престоле два Евангелия, оклады серебряные позолоченные, крест животворящий обложен серебром и позолочен, за престолом образ пречистой Богородицы Одигитрия, на ней венец и цата серебряные и позолочены, на другой стороне образ Николая чудотворца цата серебряные и позолочены, ковчег оловянный, сосуды оловянные. На столбах 6 колоколов»

При церкви служили священник Матвей Васильев (1704-1709гг.) и дьякон его сын Никита (1709г.)

Храм Рождества Христова был порушен в 1941-1942 годах во время Великой отечественной войны, и был разобран на кирпич, который был уложен на дорогу, ведущую к Рогачевскому шоссе.

От храма сохранились два гранитных надгробия и остатки стен с надписями и изображениями.

В 2015 г. было принято решение о восстановлении храма Рождества Христова. 29 августа 2015 г. был установлен поклонный крест и заложена капсула. 7 января 2016 года была совершена первая Божественная литургия в деревянном приписном храме, который был освящен 11 сентября 2016 года в честь сщмч. Павла (Фелицына), пресвитера Дмитровского, Преосвященнейшим Романом, епископом Серпуховским, викарием Московской епархии.

Храмы Рогачевского благочиния

Троицкий храм (Пантелеево)

Размещено: по

Дмитровский район, дер. Пантелеево, стр. 1

Телефон: 8 915 360-74-81

panteleevo.cerkov.ru


Настоятель:

иерей Борис Голубков

Престольный праздник:

Святой Троицы

История храма

В красивой излучине реки Сестры, неторопливо текущей по самому северу Московской области вблизи Дубны, живописно расположилась деревня Пантелеево. На её окраине, близ урочища Минеева, возвышается гармоничное светло-голубое здание Троицкого храма. Эта церковь, долгие годы находившаяся в запустении, сейчас активно восстанавливается усилиями прихожан.

Немало храмов раскидано по безбрежным русским просторам, но Троицкий храм в деревне Пантелеево ярко выделяется как своей древней историей, так и смелыми, самоотверженными людьми, служившими в нем, чей духовный подвиг навсегда останется в памяти Церкви.

Первоначально церковь в селе Минееве (близ Пантелеево)  существовала на отдельном погосте при реке Сестре, вероятно, ещё с XVI века. Этот деревянный храм, принадлежащий Богородице­-Рождественской Медведевой пустыни,  был освящен в честь Воскресения Христа Спасителя.  Церковь была известна в окрестных местах, и само село Минеево называли вслед за храмом «погостом Воскресенским».

Здание сильно пострадало в Смутное время от рук польско-литовских интервентов и было восстановлено на средства монахов Медведевой пустыни в 1630-е годы, при игумене Ионе. К этому времени относится и первое упоминание храма в официальных документах. Вскоре (в середине XVII века) Богородице-Рождественский монастырь был приписан к более крупным монастырям, а в конце этого столетия село Минеево с Воскресенским храмом, как монастырская вотчина, была подчинена хозяйственному управлению знаменитой ставропигиальной Донской обители в Москве. В селе в то время существовал деревянный монастырский двор, которым управлял монах, собиравший подати с окрестных крестьян и отправлявший съестные припасы как в Медведеву пустынь, так и в столичный Донской монастырь.

В начале XVIII столетия приход достиг значительных размеров, что позволяло содержать при Воскресенской церкви двух священников и причетников. В связи с увеличившимся числом прихожан на месте старого обветшавшего здания в 1737-1739 году на средства Донского монастыря был построен новый деревянный однопрестольный храм в честь Воскресения Христова, освященный по благословению преосвященного Вениамина, епископа Коломенского и Каширского. Новый престол посвятили Воскресению словущему, иными словами, нарекли в честь праздника Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме.

Этот деревянный, обшитый тесом храм,  поставленный на высоком месте у реки Сестры, просуществовал около 150 лет. Со временем его старая колокольня, однажды едва не упавшая от ветхости, была разобрана, но здание самого храма поддерживалось прихожанами в образцовом порядке.

В ведомости за 1838 год о церкви говорится следующее:

  • Построена тщанием прихожан.
  • Зданием деревянная, с таковой же колокольней, покрыта железом.
  • Престол один холодный во имя Обновления храма Воскресения Христова.
  • Утвари достаточно.
  • Причта положено по штату издавна: священник, дьякон, дьячок и пономарь. В 1801 году дьякон за малоприходством уволен.
  • Земли при сей церкви 114 десятин 568 квадратных сажень. План на оную землю имеется и хранится в ризнице.
  • Дома у священно-церковно-служителей собственные деревянные на церковной земле.
  • На содержание священно-церковно-служителей не получается постоянного оклада, содержание от земли и прихожан посредственно.
  • Зданий принадлежащих сей церкви, богаделен, церковных домов и лавок не имеется.

 

В деревнях прихода насчитывалось в том году 781 крестьян на 95 дворах.

В 1841 году зажиточные прихожане  во главе с настоятелем Воскресенской церкви села Минеева Дмитровского уезда Московской губернии испрашивали благословения митрополита Московского и Коломенского Филарета возвести на новом месте, вблизи от деревянной церкви, каменный трехпрестольный храм с колокольней. Дозволение было получено, и к 1843 году (по другим сведениям, строительство продолжалось до 1860 г.) храм был построен. В деревнях прихода насчитывалось в том году 781 крестьян на 95 дворах.

Священник Илья Алексеев в документах 1841 года отмечает щедрость жертвователей храм. Так, «доброхотный деятель прихода деревни Тишино бывший крестьянин, а ныне города Киркева второй гильдии купцов, Василий Михайлович Шорин пожертвовал пятьсот тысяч наличного кирпича и оставшиеся по завещанию покойного своего родителя Михаила Ивановича Шорина пять билетов на восемь тысяч рублей с процентами». Купец третьей гильдии Иван Петрович Шорин подарил церкви «железные решетки во все окна, им же куплено белого камня и лесу на три тысячи руб., да еще тысяча сто шестьдесят три руб. наличной суммы». Главный престол вновь освятили в честь Обновления храма Воскресения Христова в Иерусалиме, а приделы – в честь Святой и Живоначальной Троицы (справа) и во имя Святого Пророка Илии (слева). Одновременно была построена каменная сторожка.

Кирпичный с белокаменными деталями Воскресенский храм был построен вместе с обширной четырехстолпной трапезной и колокольней по проекту казенного архитектора. Автором постройки, предположительно, мог быть губернский архитектор Дмитрий Фомич Борисов, хотя точных сведений по этому вопросу не сохранилось.

Храм принадлежит к архитектурным памятникам позднего ампира. Внутри церковь была оштукатурена и расписана живописью на сюжеты из Ветхого и Нового Завета. В 1891 году по благословению митрополита Московского и Коломенского Леонтия иконостасы в придельных церквях были обновлены, а главный храм заново расписан. В 1905 году появилось духовое отопление, и весь храм стал «теплым» (зимним). В иконостасах и в отдельных киотах в то время помещалось немало древних икон, а в ризнице хранились старинные богослужебные сосуды и медные брачные венцы. Иконостас главной Воскресенской церкви был трехъярусный, такой же был в Ильинском приделе, а в Троицком – одноярусный.  На каменной колокольне было 7 колоколов разного веса, причем большой колокол весил немало – 249 пудов.

В 1890-е годы трудами настоятеля о. Николая Протопопова в сторожке устроили церковно-приходскую школу. Здание, однако, было тесным и неприспособленным для большого числа учеников. Вскоре купец Андрей Заводов пожертвовал под школу свой дом в приходской деревне Кувалдино. Это благое начинание поддержал купец Диомид Шорин (возможно, потомок И. П. Шорина, помогавшего храму ранее): он отремонтировал здание и приспособил помещения под классы и квартиру учителя. В 1899 году новую школу торжественно освятили. В ней занимались не только дети, но и взрослые, с интересом посещавшие чтения религиозно-нравственного характера. При школе был создан детский хор, который вместе с любителями из прихожан участвовал в службах.

В начале XX века, с 1906 по 1909 год, в храме служил протоиерей Димитрий Остроумов,  впоследствии канонизированный как священномученик.

Он происходил из семьи священника Иоанна Остроумова, окончил Московскую духовную семинарию и преподавал в Преображенской церковно-приходской школе в г. Москве. В 1906 году был рукоположен в сан священника и начал свою службу в Воскресенской церкви, но через три года был переведен в Благовещенскую церковь села Федосьино Московского уезда (ныне – район Новопеределкино г. Москвы), где стал настоятелем. Отец Димитрий был широко известен как ревностный и благочестивый священнослужитель.

В 1930 году против о. Димитрия было выдвинуто серьезное обвинение — в хранении валюты и оружия, но тогда ОГПУ не сумело подтвердить ложный донос, и священник был освобожден. Вскоре последовали и новые аресты – за «антисоветскую агитацию» и за «невыполнение твердого задания», но о. Дмитрий снова смог доказать свою невиновность.

Наконец, в 1936 году на­чаль­ник Кун­цев­ско­го рай­он­но­го от­де­ле­ния НКВД Куз­не­цов принял решение серьезно «взяться» за о. Димитрия.

В ночь на 8 ав­гу­ста 1937 го­да отец Ди­мит­рий был аре­сто­ван и за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве. 28 ав­гу­ста трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла обвиняемого к рас­стре­лу. Про­то­и­е­рей Ди­мит­рий Ост­ро­умов окончил свой земной путь 30 ав­гу­ста 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле на Бу­то­вском полигоне под Моск­вой.

Постановлением Священного Синода 7 мая 2003 года отец Димитрий Остроумов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Церкви Русской для общецерковного почитания.

Трагической была и судьба Воскресенского храма в XX веке.

В первые годы советской власти храм продолжал действовать. В 1922 г. священником Воскресенской церкви служил отец Иоанн Михеев, а диаконом – Сергий Травин. В 1926 г. настоятелем служил священник Сергий Иванович Травин, псаломщиком – крестьянин Петр Васильевич Шкуряев.

В 30-е годы храм был закрыт, а утварь разграблена. Здание использовалось под совхозный склад.

После Великой Отечественной войны жители неоднократно просили открыть приход, но местные власти не позволяли этого сделать; более того, была разобрана на кирпичи церковная колокольня.

Лишь в 1999 году храм возвратили верующим. С тех пор и идет восстановление храма силами энтузиастов. Настоятелем был назначен протоиерей Александр Пахомов. Вероятно с этого времени церковь стала называться Троицкой. Здание храма было сильно разрушено, и в храме проводились молебны на большие праздники. С 2006 года начались восстановительные работы. Проводилось воссоздание центральной части и  трапезной. Установлен фундамент колокольни. Построена котельная на жидком газе . В 2010 году настоятелем был назначен священник Борис Голубков.

В храме установили  временный иконостас , и начались субботние, воскресные и праздничные службы. По требованию прихожан совершаются требы (крещения, венчания, отпевания,  освящения домов, территорий и транспортных средств).  В 2014 г. была построена временная деревянная колокольня  с  шестью колоколами. Большой колокол весит 360 кг.  Рядом с храмом — деревянный дом для причта.

Храмы Рогачевского благочиния

Смоленский храм (Чернеево)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Чернеево, д. 52

Телефон: 8 49622 2-29-54, 903 594-43-76

cherneevo.cerkov.ru


Настоятель:

иерей Владимир Серов

Престольный праздник:

иконы Божией Матери «Смоленская» (10 августа)

История храма

Первые упоминания о деревянном храме в честь вмч. Димитрия Солунского в с. Чернеево относятся к XVI в. В начале XVII в. храм и село были разорены.

Около 1646 г. на пустоши Чернеево были построены крестьянские дворы монастырской вотчины. В 1715 г. здесь вновь был возведен деревянный Димитриевский храм. В 1864 г. на средства купца Мошкина был сооружен каменный ныне существующий храм в стиле эклектики, один из его приделов был освящен в честь Смоленской иконы Божией Матери и дал название храму. Старый деревянный храм перенесли на приходское кладбище и поставили на каменный фундамент. На его месте сейчас находится памятный знак.

Смоленский храм был закрыт в 1930-е гг. В советское время помещение храма использовалось как зернохранилище, а внутренними перегородками служили иконы.

С 1970-х гг. здание было заброшено, в середине 2000-х гг. рухнули своды.

Храм возвращен Церкви в 2006 г. Требуется проведение реставрационно-восстановительных работ.

Сегодня церковь осквернена и разрушена. Храм выявлен извне лишь стоящей на кровле крупной главой на граненом, обшитом железом, деревянном барабане. Малые каркасные главки поставлены на алтарях, над западным крыльцом и колокольней, поднимающейся над входом. На стенах и сводах — сюжетная масляная живопись второй половины XIX в. Иконостасы отсутствуют. Но служба в церкви проходит. На сельском кладбище возле храма расположена часовня, которая представляет собой каменный часовенный столп на месте престола разобранной деревянной церкви. Но все же, местные жители надеются на возрождение церкви.

Храмы Рогачевского благочиния

Казанский храм (Трехсвятское)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Трехсвятское, д. 70

Телефон: 8 49622 2-29-54, 903 594-43-76

trehsvyatskoe.cerkov.ru


Настоятель:

иерей Владимир Серов

Престольный праздник:

иконы Божией Матери «Казанская» (21 июля, 4 ноября)

История храма

Церковь в честь Казанской иконы Божией Матери выстроена из кирпича на средства прихожан путем постепенной замены отдельных частей прежнего деревянного здания. С 1889 по 1891 г. по проекту С. В. Крыгина сооружена теплая двухпридельная трапезная и колокольня в три яруса. Холодный храм достроен в 1910 г. Четырехстолпный трехапсидный храм с массивным световым барабаном относится к типу кресто-купольных сооружений.

В храме находится нарядный трехъярусный иконостас псевдорусского стиля, выполненный из некрашеного дерева. Придельные иконостасы в трапезной и пристенные киоты фанерованы дубом и полированы. На стенах и сводах — остатки масляной орнаментальной росписи.

Храмы Рогачевского благочиния

Покровский храм (Покровское)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Покровское, д. 40/1

Телефон: 8 903 594-43-03, 903 594-43-76

e-mail: pokrovskoe.cerkov@gmail.com

tserkovpokrova@yandex.ru

pokrovskoe.cerkov.ru

tserkovpokrova.tilda.ws


Настоятель:

иерей Владимир Серов

Престольный праздник:

Покрова Божией Матери (14 октября)

История храма

Впервые деревянная Покровская церковь с приделами в честь святого Николая и великомученицы Екатерины в селе Покровское упоминается в летописях в 1627 г.

Церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы выстроена из кирпича на средства П. А. Веревкина по проекту, утвержденному в 1825 г. Московской Комиссией по строениям. Скромное, но изящное здание стиля ампир, заложенное в конце 1820-х гг., было отделано лишь в 1834 г. Основой его композиции служит бесстолпный куб одноапсидного храма, увенчанный световой купольной ротондой. Небольшая, в прошлом, двухстолпная трапезная реконструирована в 1886 г. Впоследствии колокольню разобрали.

У подножия церкви — старое кладбище, где были похоронены М. И. Веревкин, академик Я. И. Смирнов с супругой, писатель Н. И. Поздняков и ряд близких родственников Д. И. Менделеева — младшая сестра Мария Ивановна Попова, внук Менделеева, Анна Попова — мать Анны Ивановны Менделеевой, жены ученого. К сожалению, ни одно из надгробий не уцелело.

В сельской церкви, разрушенной и разоренной еще до войны, в 90-х годах местные власти устроили спортивный зал.

Больше полувека церковь оставалась разоренной и полуразрушенной, хотя во внутреннем интерьере сохранились остатки потемневшей живописи, принадлежащей второй половине XIX в. Иконостас отсутствует. И только сегодня здесь возобновилась служба.

Храмы Рогачевского благочиния

Богородицерождественский храм (Гульнево)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Гульнево, д. 35

Телефон: 8 905 749-68-48

gulnevo.cerkov.ru


Настоятель:

протоиерей Алексий Тимофеев

Престольный праздник:

Рождества Богородицы (21 сентября)

История храма

В 1566 г. село Гульнево было дворцовым, в 1627 г. находилось в вотчине боярина князя Д.М.Черкасского. В селе была деревянная церковь в честь Рождества Богородицы.

19 ноября 1734 г. владелец села генерал-майор князь Николай Юрьевич Трубецкой получил разрешение от Синодального казенного приказа построить вместо деревянной церкви каменную, «в два придела — Николая Чудотворца и священномученика Мефодия». Была ли построена каменная церковь в это время, — точно неизвестно. Освящен храм в 1782 г. К этому времени село было вотчиной поручика Никифора Степановича Калинина. В 1801 г. новый хозяин села благоустроил второй придел, в котором до этого не было иконостаса.

В 1930-е гг. Богородицерождественская церковь была закрыта. В 2002 г. возвращен Православной Церкви. Начаты восстановительные работы.

Храмы Рогачевского благочиния

Никольский храм (Горки-25)

Размещено: по

Дмитровский район, пос. Горки-25

Телефон: 8 905 749-68-48

nikolagorky.cerkov.ru


Настоятель:

протоиерей Алексий Тимофеев

Престольный праздник:

свт. Николая Мирликийского (22 мая, 11 августа, 19 декабря)

История храма

Усадьба Горки, на крутом холме над р. Волгуша, является характерным образцом небольшой подмосковной усадьбы XVIII в. Принадлежавшая более ста лет Яньковым, усадьба начала формироваться в 1730-х гг. с постройкой церкви. К 1760-м гг., украшенная садом, «раскинутым по горам», была вполне благоустроена. В конце XVHI-начале XIX вв. усадебный комплекс перестроен в стиле классицизма.

Кирпичная Никольская церковь — старейшая из построек усадьбы — создана по прошению А. И. Яньковой в 1739 г. В 1809-1810 гг. она реконструирована в стиле классицизма: расширена трапезная, пристроен второй южный придел, переложена апсида. В 1817 г. заменен каменный верхний ярус колокольни. Работы производил А. М. Татаринов, возможно, по проекту Ф. Кампорези, внутренние росписи выполнял Григорий Озеров.

В результате перестройки верха здания в 1950-х гг. и утраты нарядных портиков с фронтонами, художественный облик памятника оказался обезличен. Характер интерьера изменен, балочные перекрытия новые.

Храмы Рогачевского благочиния

Михаило-Архангельский храм (Белый Раст)

Размещено: по

Дмитровский район, с. Белый Раст, д. 110

Телефон: 8 916 131-72-45

hramma.ucoz.ru


Настоятель:

протоиерей Василий Шпак

Престольный праздник:

Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)

История храма

Археологические обследования говорят, что берега озера Нерского и вытекающей из него речки Волгуша заселены людьми в доисторические для России времена.     Возможно, что еще в те времена, когда слово «Россия» писалось с одной буквой «С» возвышенности с заливными лугами на северо-восток от озера Нерское люди дали название Белые Росы. В конце 16 века поселение на территории урочища «Белые Росы», в котором была построена деревянная часовня, считалось приселком села «Озерецкое».

 

 Лесные угодья озера «Круглое», «Долгое» и «Нерское», луга и пахотные земли в округе села принадлежали дворцовому ведомству царя Федора Ивановича и входили в Московский уезд.Со времен обретения самостоятельности Русской Церкви 1589 г. и в особенности после изгнания польско-литовского нашествия 1612 г. В Подмосковье массово строились православные храмы, в народе ощущался духовный подъем. Местные жители в начале 17 века на месте обветшавшей часовни построили деревянный храм во имя Казанской Б.М., и приселок с этого времени стал самостоятельным селом.

В 1654 году царь Алексей Михайлович, имея неограниченную доверенность и любовь к бывшему своему главному советнику, а теперь уже патриарху Никону, жалованной грамотой передал в вотчину село с лесными, пахотными угодьями и сенокосными лугами. Царский писарь при написании жалованной грамоты на передачу урочища и села допустил ошибку в названии, написав «Белые Расты» вместо «Белые Росы». Патриаршим село оставалось до 1722 г., пока не было пожаловано во владение Феофану архиепископу Псковскому и Нарвскому. В царской грамоте 1722 г. название села написано в единственном числе, т.е. «Белый Раст».

Во второй половине 17 века церковь частично сгорела от молнии, ударившей в колокольню. В 1786 г. на месте обгоревшей была выстроена новая тоже деревянная церковь.

Деревянная церковь служила православным до 1812 года. В сентябре 1812 года, когда часть наполеоновских войск ходила с Москвы для пополнения продовольствия в г. Дмитров, (так как разведка донесла, что в районе Дмитрова пасутся стада коров) церковь неизвестно от кого сгорела (был обычай на пути французов все сжигать). Впоследствии, при расчистке погорелого храма, среди пепелища была найдена уцелевшей от огня деревянная аналойная икона с изображением Чуда Архистратига Михаила в Хонех.

После наполеоновского нашествия, ослабленные материально, но бодрые духом, местные жители не осмелились больше строить деревянную церковь, а длительное время собирали средства, изготавливали и обжигали на месте кирпич и приобретали иные стройматериалы. Из истории известно, что в первые века Христианства при отсутствии храмов Литургию совершали на гробах мучеников и исповедников Христовой веры. Новый храм прихожане решили построить не на месте старого, а в стороне на месте акрополя или, как называют в народе, погоста, где были похоронены местные священники и жители села.

В 1880 году по проекту В.И. Соколова на средства прихожан и жителей села была построена церковь, отделка и роспись заняла еще 2 года, освящена церковь в 1883 году. За неимением средств в церкви был временно установлен иконостас из неизвестного нам ветхого деревянного храма, он простоял до 30-х годов 20 века.

 

В Москве в 30-е годы во время разрушения Храма Христа Спасителя на разборке внутреннего его убранства были задействованы двое местных жителей, прихожан храма Михаила Архангела, которые сообщили в селе Церковному совету о возможности приобретения иконостаса. Жители села (представить себе только, в голодные годы) собрали, кто сколько мог зерна, отвезли его в Москву, продали, а за вырученные деньги (под видом камня) выкупили два боковых мраморных иконостаса  из Храма Христа Спасителя, на телегах перевезли его в Белый Раст, из них изготовили один целый иконостас на 3 придела храма, который стоит и поныне, напоминая нам о важности ценностей духовных и о тех героях войны с Наполеоном, ради подвига которых создан был этот иконостас.

Перед началом войны местные коммунисты уничтожили колокола церкви, приобретенные за средства своих родителей, требовали у старосты отдать ключи от церкви, но пожилая женщина, даже под страхом смерти ключи не отдала, и храм в советское время не закрывался. В Великую Отечественную войну село Белый Раст было занято немцами, храм использовался как лазарет а его колокольня как наблюдательный пункт для корректировки боя. Белый Раст стал отправной точкой с севера от Москвы, от которой наши войска перешли в контр наступление 3 декабря, спасая Москву от окружения. Здесь была посрамлена гордыня немцев оставивших обоз при отступлении с парадной формой и наградами для победителей над СССР. Храм получил небольшие раны от разорвавшихся снарядов и пуль, о чем свидетельствуют застрявшие осколки и пули в царских вратах, иконах и стенах. Господь в сугубо ожесточенных боях за поруганные святыни Храма Христа Спасителя и церкви Михаила Архангела принял в жертву души многих сотен наших воинов с честью защищавших столицу нашей Родины. Местные жители в течении нескольких месяцев собирали тела погибших воинов и захоронили их в три кольца диаметром 50 м вокруг храма и часть отдельно в братскую могилу при входе в церковный двор. Здесь официально был построен первый памятник погибшим воинам в Великой Отечественной войне весной 1942 года. В середине 50-х сюда же, в братскую могилу были перезахоронены останки воинов из территории храма и построен новый памятник.

В настоящее время ведутся работы по реставрации храма, благоустройству территории и реконструкции памятника на братской могиле воинов, о которых церковь непрестанно молится.

Храмы Рогачевского благочиния