Архивы

Храм свв. Жен-Мироносиц (Гусенки)

Размещено: по

Талдомский район, д. Гусёнки, территория пансионата “Санател”

Телефон: 8 903 687-26-80


Настоятель:

иерей Роман Волощенко

Престольный праздник:

свв. Жен-Мироносиц, 2-ое воскресенье после Пасхи

История храма

Строительство храма началось осенью 2010 года. 31 января 2011 года здание храма было увенчано куполом и крестом.

Нарядный шатровый храм построен в живописном уголке северного Подмосковья, на берегу реки Дубны, на территории экопоселка «Санател». Попечение о возведении храма принял на себя владелец экопоселка Сергей Иванович Четвертков.

Здание храма и землю, прилегающая к нему, устроитель храма передал в собственность Русской Православной Церкви, поэтому, несмотря на то, что храм находится на охраняемой территории строящегося поселка и санатория, доступ прихожан в него беспрепятственный.

Иконы выполнены замечательным мастером, художником-иконописцем Андреем Филипповым. За 30 лет своей творческой деятельности Андрей расписал свыше 45 храмов по всей России и на Украине. Особого внимания заслуживают богатые орнаменты, органично вписанные в храмовое пространство, подчеркивающие его архитектурное изящество и наполненные христианской символикой.

2 марта 2013 года по благословению митрополита Ювеналия, архиепископ Можайский Григорий совершил чин великого освящения храма Святых Жен-мироносиц села Гусенки Талдомского района.

Это первый храм в Московской областной епархии, освященный во имя Святых Жен-мироносиц, и первый храм в Дубненско-Талдомском благочинии, строительство которого от закладки первого камня до Великого освящения заняло столь малое время — всего два с половиной года. За этот короткий срок было сделано все, что требуется для устроения дома Божия: возведены стены и установлен купол и крест, тщательно продумана, богословски выверена и с большим мастерством выполнена иконная роспись всего внутреннего пространства, на небольшой звоннице появился набор колоколов, заняли свои места изящный резной иконостас и оригинальный двухрядный хорос, приобретена вся потребная храмовая утварь, подсвечники, лампады, богослужебные книги и священные сосуды. И везде, начиная от выбора места для постройки, проекта здания, технических решений, использования первоклассных материалов и заканчивая подбором утвари видны внимание к каждой мелочи, большая забота и огромная любовь храмоздателей к делу рук своих, к славе и великолепию дома Божия.

Приписан к Сергиевскому храму в Зятьково.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Сергиевский храм (Зятьково)

Размещено: по

Талдомский район с.Зятьково

Телефон: 8 903 687-26-80


Настоятель:

иерей Роман Волощенко

Престольный праздник:

прп. Сергия Радонежского (18 июля, 8 октября)

Приделы:
иконы Божией Матери Казанская (4 ноября, 21 июля), Архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)

История храма

В Кашинском переписном списке за 1628 г. значится «Воскресенского девичья монастыря, что на Москве в Кремле-городе, село Зятьково на реке Дубне, а в нем церковь Архистратига Михаила древяна клецки». В 1770 г. была построена новая церковь во имя Архистратига Михаила с приделом во имя преподобного Сергия. В приходе 175 дворов, 1209 душ. Церковная земля еще принадлежала Воскресенскому девичью монастырю.

В 1855 г. по описи в селе уже имелись две церкви, одна — деревянная, не действующая, другая — каменная, с приходом 1929 душ. Каменная церковь построена в 1852 г., главный придел освящен в честь Казанской иконы Божией Матери, два других — во имя преподобного Сергия Радонежского и Архистратига Михаила.

В годы гонений храм был один из немногих действующих храмов в округе. По данным НКВД, в 1944 г. на Пасху в этом храме молилось около 1500 человек.

В конце 1950-х гг. церковь все же закрыли, сломав крест на центральной главке. Крест другой главы упал в 1978 г. В храме устроили колхозный склад. Реставрационные работы до 1999 г. не проводились. Церковь упомянута в каталоге «Памятники архитектуры Московской области».

В 1991 г. организована православная община. При открытии церкви она зарегистрировалась как приход храма преподобного Сергия Радонежского.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Часовня Илии Пророка при НПО им. Лавочкина (Химки)

Размещено: по

г. Химки, Ленинградское ш., 24, свободного доступа нет

Телефон: 8 495 572-75-33

e-mail: blag2003@yandex.ru

khimkihram.ru


Настоятель:

протоиерей Николай Косых

Престольный праздник:

Илии Пророка (2 августа)

История храма

К Петропавловскому храму приписана часовня Илии Пророка, расположенная на территории НПО им. С.А. Лавочкина города Химки. Ее возвели по инициативе администрации объединения и по желанию работников. Закладку здания в 2007 году совершил архиепископ Можайский Григорий. 8 декабря 2012 года освящение часовни провел епископ Балашихинский Николай.

Часовня окормляет сотрудников предприятия, каждую среду в ней читают акафист пророку Илии, в праздничные дни проходят молебны, в дни заупокойных поминовений служат панихиды. Свободного доступа на предприятие нет, поэтому основными посетителями богослужений являются его сотрудники.

Храмы Химкинского благочиния

Петропавловский храм (Химки)

Размещено: по

 г. Химки, Ленинский проспект, 31

Телефон: 8 495 572-75-33

e-mail: blag2003@yandex.ru

khimkihram.ru


Настоятель:

протоиерей Николай Косых

Престольный праздник:

св. апп. Петра и Павла (12 июля)

История храма

Село Петровское на реке Химки в ХVI веке носило название Козлово. Поэтому одно из поздних названий села — Петровское, Козловка тож.

Первое упоминание о деревянной Петропавловской церкви в Козлове встречается в Приходных книгах Патриаршего казенного приказа за 1670 год, когда вотчина принадлежала думному дворянину Прокофью Кузьмичу Елизарову. В апреле 1734 года было испрошено позволение Синодального казенного приказа о построении вместо ветхой церкви новой — во имя Святых апостолов Петра и Павла. Благословенная грамота на строительство новой деревянной церкви была дана архиепископом Ростовским и Ярославским Иоакимом в мае 1734 года.

Новый храм возвели в течение месяца, и уже 14 июня 1734 года князь И.Я. Лобанов-Ростовский просил дозволения освятить его на старом антиминсе (указ об освящении выдан протопопу Большого Успенского собора 27 июня 1734 года).

После Отечественной войны 1812 года помещица села Петровского (Козлово) Московской округи княжна Варвара Николаевна Долгорукова просила в марте 1815 года архиепископа Московского Августина (Виноградского) «в доме ее устроить домовую церковь Покрова Пресвятой Богородицы». Домовый Покровский храм был освящен 29 ноября 1815 года. Таким образом, в селе Петровское (Козлово) в 1815–1821 годах существовало две церкви: холодная приходская церковь во имя Первоверховных апостолов Петра и Павла и теплая господская церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы.

После покупки имения Апухтиными сразу возник вопрос о существовании в их господском доме храма Покрова Пресвятой Богородицы, так как по законам церковь должна быть упразднена, а антиминс передан благочинным епархиальному начальству в Чудов монастырь. В январе 1821 года Г.П. Апухтин обращается с письмом к митрополиту Серафиму (Глаголевскому) с просьбой разрешить «в селе Петровском, Козловка тож, построить вместо обветшавшей деревянной церкви во имя Святых апостолов Петра и Павла новый каменный храм с колокольней по прилагаемому плану и фасаду, располагая построить оный на том же самом месте, где ныне находится деревянная приходская церковь». На время построения нового храма Апухтины просили «не упразднять служение в Покровской домовой церкви».

Митрополит Серафим в резолюции просил Консисторию «дело господина коллежского советника Апухтина решить немедленно». По определению Консистории, одобренному викарным архиереем Афанасием Дмитровским, господину Апухтину было разрешено построить вместо деревянной каменную церковь на том же месте.

Однако, несмотря на благожелательную резолюцию митрополита Серафима и обещания Апухтиных решить проблему содержания причта, новый митрополит Московский и Коломенский Филарет (Дроздов) отменил определение Консистории, «покуда об отводе земли будет надлежащее сведение». В сентябре 1821 года Апухтины докладывают митрополиту Филарету о необходимости «в связи с приближением осеннего времени и подготовленным кирпичом в количестве 400 000 штук приступить к строительству храма в Петровском, предварительно сломав деревянную церковь». В январе 1822 года митрополит Филарет подписал проект (план и фасад) каменной церкви в селе Петровском, Козловка тож.

Храмозданная грамота была выдана управляющему имением Апухтиных в селе Петровском,
Козловка тож, К.А. Полетаеву 14 июня 1822 года. В это же время (26 июня) был выдан план на церковную землю настоятелю Петропавловской церкви отцу Павлу Яковлеву для хранения этого документа в церковной ризнице. Строительство каменного храма Апухтины начали еще весной 1822 года, а деревянный Петропавловский храм был разобран осенью 1821 года. С 18 августа 1822 года указом Консистории священник Василий Русинов состоял настоятелем новой каменной Петропавловской церкви в селе Петровском, Козловка тож.

Каменная церковь в имении Апухтиных строилась почти семь лет и была закончена и освящена в 1829 году. В архивных документах не сохранилось упоминание о причинах столь долгого строительства и того факта, что не была возведена каменная колокольня, а колокола были повешены на столбах около церкви. В 1847 году помещица села Петровского, вдова действительного статского советника Екатерина Григорьевна Апухтина, просила митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) разрешить при Петропавловской церкви «устроить каменную колокольню по прилагаемому при сем плану, фасаду и смете». 28 января 1848 года отдел Четвертого округа путей сообщения и публичных зданий рассмотрел проект колокольни и нашел его составленным правильно, сообщил, что «работы по сему проекту могут быть допущены».

По клировой ведомости от 1849 года о Петропавловской церкви есть следующие сведения: построена в 1829 году тщанием помещика Г.П. Апухтина, «зданием каменная двухэтажная, крыта железом, крепка, с таковою же, построенной в 1849 году, колокольней, утварью достаточна, причта по штату положено: священник, дьячок и пономарь. Приписана уничтоженная церковь Святого великомученика Георгия Победоносца в селе Старбееве».

В конце ХIХ – начале ХХ века Петропавловская церковь села Петровское (Петровское-Лобаново, Козловка) находилась в седьмом благочинническом округе Московского уезда Московской епархии. Настоятелем церкви с 1896 года был окончивший Московскую духовную семинарию отец Николай Докучаев. В 1901 году он основал церковноприходское училище села Петровское. С 1911 года назначен помощником благочинного, а с 1913-го – благочинным седьмого округа.

После революционных событий октября 1917 года и декрета об отделении Церкви от государства и школы от Церкви Ульяновским волостным совдепом была принята опись имущества Петропавловской церкви. Общее приходское собрание в 1918 году вынесло постановление «о сохранении церкви как самостоятельной единицы». Здание церковноприходской школы было отобрано по декрету, также была ликвидирована богадельня при церкви.

В составе причта в 1923 году состояли: священник, диакон, псаломщик и просфорня. Приписана была деревянная Старбеевская церковь. Настоятель храма отец Николай Докучаев указом Святейшего Патриарха Тихона в 1918 году был удостоен сана протоиерея. Кроме него, причт церкви состоял из диакона Василия Дмитрова (с 1913 года), псаломщика В.В. Фивейского (с 1917 года). С 1918 года церковным старостой был Петр Васильевич Тихомиров.

В советское время храм был закрыт до конца 1991 года. Точная дата закрытия церкви неизвестна. В конце 1991 года храм частично был передан православному приходу, а в январе 1992 года наконец возобновились богослужения.
В советское время в здании храма располагались различные организации, последней из них было ДОСААФ (сейчас УСЦ РОСТО), которое до сих пор не освободило часть здания.

Известно, что настоятелями в Петропавловском храме служили:

С 1666 по 1680 год – священник Даниил Сидоров.

С 1703 по 1710 год – священник Афанасий Иванов.

В 1715 году – священник Федор Григорьев.

В 1821 году – священник Павел Яковлев.

С 1822 года – священник Василий Русинов.

С 1896 года – протоиерей Николай Докучаев.

После 1929 года – архимандрит Гавриил (Яцик).

Точная дата закрытия храма неизвестна. Предположительно это произошло накануне Великой Отечественной войны, поскольку известно, что во время войны в храме изготавливали бутылки с зажигательной смесью «коктейль Молотова» для защиты города Москвы. Жители Химок с 1946 года просили руководство города сохранить храм как историческую и культурную ценность и устроить в нем библиотеку. Но было принято решение передать здание храма в пользу народно-хозяйственных построек. В результате эксплуатации мыловаренного производства, а затем в 1950-х годах литейно-алюминиевого цеха были повреждены и уничтожены все росписи стен. В результате пожара в 1952 году у церкви обвалился купол.

В конце 1991 года церковь была частично передана православному приходу, а в январе 1992 года возобновились богослужения. В советское время в здании храма располагались различные организации, последней из них было ДОСААФ (сейчас УСЦ РОСТО). Сторонние организации полностью покинули территорию храма в 2004 году.

В настоящее время завершена роспись стен, которая соответствует эпохе постройки. В процессе восстановления были сооружены два придела, объединенных общей галереей. Один из них освящен в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а другой во имя преподобномученика Гавриила (Яцика). По благословению Управляющего Московской епархией установлено общее празднование Новомучеников церковного округа в третье воскресенье сентября каждого года. В храме находится их соборный образ.

12 июля 2011 года состоялось Великое освящение Петропавловского храма. Его совершил архиепископ Можайский Григорий.

К Петропавловскому храму приписана часовня Илии Пророка, расположенная на территории НПО им. С.А. Лавочкина города Химки. Ее возвели по инициативе администрации объединения и по желанию работников. Закладку здания в 2007 году совершил архиепископ Можайский Григорий. 8 декабря 2012 года освящение часовни провел епископ Балашихинский Николай.

Часовня окормляет сотрудников предприятия, каждую среду в ней читают акафист пророку Илии, в праздничные дни проходят молебны, в дни заупокойных поминовений служат панихиды. Свободного доступа на предприятие нет, поэтому основными посетителями богослужений являются его сотрудники.

Храмы Химкинского благочиния

Георгиевский храм (Веретьево)

Размещено: по

Талдомский р-н, с. Веретьево

Телефон: 8 903 750-71-37


Настоятель:

протоиерей Илия Шугаев

Престольный праздник:

вмч. Георгия Победоносца (6 мая, 16 ноября, 23 ноября, 9 декабря)

История храма

Из писцовых книг Дмитровского уезда начала XVIII  в. известно, что «в Повельском стане вотчине Борисоглебского монастыря, что в Дмитрове на посаде, погост промеж рек Дубны и Пази, а на погосте церковь Христова мученика Георгия деревянная верх шатром, в церкви деисус».

В 1778 г. вновь построенная деревянная церковь во имя великомученика Георгия была освящена на прежнем антиминсе. В последующем церковь, видимо, действовала с перерывами.

В конце XIX  в. здание обшили тесом, шатер и крыши здания покрыли железом. По мнению специалистов, — это выдающейся памятник деревянной архитектуры XVIII  в.

Церковь закрыли в 1930-х гг. Во время войны галерею, ее опоясывающую, вырубили на дрова.

В 2003 г. при храме зарегистрирована церковная община.

Храм сгорел в ночь с 29 на 30 августа в 2012 году.

Сейчас восстанавливается.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Храм иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Талдом)

Размещено: по

г. Талдом, ул. Победы, д. 35 (городское кладбище)

Телефон: 8 496 206-14-56


Настоятель:

протоиерей Илия Шугаев

Престольный праздник:

иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (5 августа, 6 ноября)

История храма

Храм на городском кладбище.

В церкви действует воскресная школа, библиотека. Ежегодно организуется православный детский трудовой лагерь.

Приписан к Михаило-Архангельскому храму в Талдоме.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Михаило-Архангельский храм (Талдом)

Размещено: по

г.Талдом, пл. Карла Маркса, д. 8

Телефон: 8 496 206-14-56


Настоятель:

протоиерей Илия Шугаев

Престольный праздник:

архангела Михаила (19 сентября, 21 ноября)

История храма

Деревянный храм в селе Талдом Калязинского уезда Тверской губернии существовал, видимо, еще в XVII в. Известно, что в 1755 г. священник Антипа Федоров просил Тверского архиерея разрешить подрубить необходимое число венцов, поскольку церковь «пришла несколько с фундаменту в обветшание». Также в этом прошении он указывал, что крестьяне-прихожане «желают, чтобы при этой церкви вновь с северной стороны пристроить придел во имя святого пророка Илии». При перестройке потребовалось разбирать всю церковь. В марте 1767 г. перестройка церкви и пристройка придела закончились, а в мае они были освящены.

В 1778 г. во время пожара в селе сгорело много домов и вместе с ними и церковь. В июне 1778 г. жители просили архиерея разрешить строить новую деревянную церковь. Архиепископ Арсений (Верещагин) дал указ, что по такому «великоприходству следственно быть каменной церкви». В ответ на это прихожане обещали построить каменный храм, а пока просили построить новую или купить старую деревянную церковь. Архиерей благословил купить старую деревянную церковь, которая нашлась в селе Зятьково.

В 1800 г. построили каменное здание церкви. 7 января 1801 г. состоялось освящение приделов храма во имя пророка Илии и святителя Николая. Сам же храм Архангела Михаила достраивался и украшался еще семь лет и освящен в июне 1808 г.

В последующие годы храм постоянно благоукрашался. В 1825 г. вокруг храма возвели ограду.

Уже с начала XIX в. храм был двуштатным. В 1861 г. в селе Талдоме значилось сельское приходское училище. В 1867 г. поновили роспись Ильинского и Никольского приделов, поставили иконостасы с новыми иконами. В 1890-х гг. храм претерпел серьезную реконструкцию по проекту реконструкции, разработанному архитектором А.П.Виноградовым.

В 1935 г. храм закрыли. В последующее время там размещались различные организации.

В 1990 г. в Талдоме организовали общину верующих. После передачи здания храма и других пристроек к нему, начали совершаться богослужения. В основном храме продолжаются восстановительные работы, и он все более приобретает первоначальный вид.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Храм Всех cвятых, в земле Российской просиявших (Дубна)

Размещено: по

 г. Дубна, ул.Приборостроителей, д.1

Телефон: 8 496 215-08-59

vsehsvyatih.ru


Настоятель:

протоиерей Александр Горбунов

Престольный праздник:

Всех святых, в земле Российской просиявших

История храма

Зимой 1993 г. в районе городского кладбища Дубны был заложен храм во имя Всех святых в земле Российской просиявших. В следующем году при входе на кладбище построили часовню, посвященную преподобному Даниилу Переяславскому, где проходили службы в течение полутора лет. В 1996 г. по благословению митрополита Ювеналия в переданном общине помещении временно обустроили более просторный храм во имя великомученика и целителя Пантелеимона.

В основном храме во имя Всех русских святых завершаются строительные работы. При храме действуют благотворительная столовая и библиотека.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния

Казанский храм (Иванцево, Стариково)

Размещено: по

Талдомский городской округ, дер. Иванцево, д. 31

Телефон: 8 905 782-02-23

e-mail: hram-dubna@mail.ru

starikovo.ru


Настоятель:

иерей Леонид Салтыков

Престольный праздник:

иконы Божией Матери Казанская (4 ноября, 21 июля)

История храма

Церковь приходская, построена на средства экономических прихожан в 1847-1858гг. в стиле эклектики. Кирпичная, оштукатуренная. Композиция трёхчастная осевая. Четверик церкви увенчан крупным восьмигранным барабаном под луковичным куполом, опиравшимся на внутренние колонны. С востока к нему примыкает прямоугольный алтарь, с запада трапезная с двумя приделами и трёхъярусная колокольня, увенчанная луковичным куполом. В декоре преимущественно используются элементы русско-византийского стиля. Главный престол Казанский, в трапезной Георгиевский (справа) и Никольский (слева).

Изначально храм именовался по-разному: «Церковь иконы Божией Матери Казанская в Кутаче», «Церковь иконы Божией Матери Казанская в Стариково» или просто «Георгий новый», т.к. храм имел придел св. вмч. Георгия Победоносца и был построен на 70 лет позже своего соседа находящегося в 4-ёх км деревянного храма  св. вмч. Георгия Победоносца в Веретьево (Егорий старый).

История храма непосредственно связана с историей прихода с. Кутачи и «Веретьева тож».

Из прошения  14 мая 1846 г. «…Высокопреосвященнейшему Филарету Митрополиту Московскому и Коломенскому священника Иоанна Павлова Любимова и старосты Церковного деревни Кутачи крестьянина Иеремии Петрова»:

«…предложено построить вместо ныне существующей деревянной, холодной и невместительной Церкви новую каменную во имя Казанской Богоматери с двумя приделами, на правой стороне во имя Святого Великомученика Георгия, а на левой во имя Святителя и Чудотворца Николая…»

Из справки по Консистории согласно Клировой ведомости 1852 г:  «С 1847 года  вновь устрояется на новом месте каменная церковь во имя Казанской Божьей Матери. Земли при сей церкви: усадебной 1740 квадр. сажень, под церковию и кладбищем 1080 квадр.сажень, пашенной 37 десятин 1440 квадр. Сажень, лесу дровяного 12 десят. 2070 квадр. Саж., сенных покосов 8 дес. 1293 квадр. Саж. Под половиною реки Дубна и речки Падьи 1 дес. 1580 кв. саж., под дорогою 1086 кв.саж, а всего 62 дес.. 689 квадр. Саж. и за исключения земли находящейся под речками и дорогою 59 десятин 1743 кв.саж. план на сию землю  и межевая книга имеется и хранятся в ризнице…приходских дворов 282, в них душ мужеского пола 885 женского 946. Крестьяне сии в ведомстве Палаты Государственных Имуществ…»

На 1901 год к приходу с. Стариково (Кутачи) относились д. Пановка, д. Стариково, д. Кривец, д. Устье, д. Иванцево, д. Страшево, с. Веретьево, д. Ольховик, д. Филиппово, д. Жуково, д. Пановский Двор, д. Кутачи, д. Юдино.

В 1914 году рядом с храмом строится земское реальное училище (стены здания сохранились до сего времени).

В 1943 году храм закрыли в связи с продолжающимися преследованиями религиозных убеждений. С 1935 по 1936 год в Казанском храме служил священник Афанасий Докукин. Затем с 1936 по 1937 г. настоятелем храма стал  священник Феодор (в миру Дорофеев Федор Ефимович).  Оба они были арестованы и в 1937 г. расстреляны на полигоне Бутово под Москвой: 9 октября — священник Афанасий Докукин, а 10 декабря — священник Феодор Дорофеев. В 2000 году юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной церкви причислил священников Афанасия Докукина и Феодора Дорофеева к лику Новомученников и исповедников Российских.

Во время второй мировой войны в бывшем здании училища находился госпиталь. Воинов — тех, что не удалось спасти, — хоронили за алтарём храма, о чём свидетельствует братская могила с плитой и начертанными фамилиями на ней.

В 1971 году обрушилась трапезная часть храма. Церковная ограда была разобрана. Малая часть барабана рухнула, и храм долгое время оставался в таком состоянии. На второй день Пасхи 16 апреля 2001 года произошло полное обрушение ротонды, но удивительно то, что крест центрального купола, упав с такой высоты, сохранился. Длина креста около 2 м, при его основании надпись: «Сей крест сооружен в 1899 году июля 8 дня во славу Казанския иконы Божией Матери при священнике Матвие Смирнове и церковном старосте Игнатие Васильеве Шлихунове».

Вокруг храма были множественные захоронения, памятники которых не сохранились, кроме одного, принадлежащего маленькой девочке. В честь новомученников Российских, в память священников и прихожан обретших место упокоения на территории храма, со стороны алтаря был установлен деревянный крест.

Храмы Дубненско-Талдомского благочиния